fbpx

Урок 07: Методы и методики в психотерапевтической работе

Все уроки

Глубинная психотерапия не подразумевает тестирования клиента, а предлагает следовать за ним и его душой. Однако некоторые методы могут помочь проявиться важному и при этом не будут директивными. На этой встрече мы поговорим о том когда, как и зачем можно использовать сказки, рисование, пластилин и карточки с рисунками в психологической работе. И со взрослыми, и с детьми.

Задание:

Придумайте некоторую методику, в процесс которой вовлечен и клиент, и собака. Опишите, в какой ситуации, с каким возрастом или при каком запросе она будет особенно эффективна, на что она будет направлена.

Обсуждение урока
  • korridor:

    Урок 7.
    1. Сказка
    В тридевятом царстве, тридевятом государстве жили-были король и королева. И было у них 5 детей. Три девочки и 2 мальчика. Аня (2 года), Ваня (3 года), Лена (5 лет), Таня (12 лет) и Семен (20лет).
    Жили они дружно, пока однажды не приключилась с Таней беда. Зашел в гости к ним нехороший человек да напустил на нее порчу. Испортилась Танечка: стала злая, капризная, перестала всех любить.
    Король и королева приложили все силы, чтобы помочь дочери: приглашали самых могущественных магов, вызывали известных врачей, но ни один из них не смог ничего сделать. Никто не смог помочь Тане.
    Нечего делать. Решила Таня тогда уйти из царства-государства, куда глаза глядят. Вышла она за ворота и пошла.
    Дооолго шла. Лесом-полем, полем-лесом, снова полем и набрела она на дремучий лес. Да такой темный и страшный, что некогда раньше не видывала такого.
    Зашла она в лес. Темень вокруг. Страшно. И вдруг слышит Таня – кто-то кричит, просит о помощи, да так жалобно, надрывно. Пошла она на зов.
    Видит, в самой чаще сидит привязанная к дереву ужасно худая собака с раненой лапой. Из лапы кровь течет, бока ввалились. Кричит из последних сил.
    Бросилась Таня к собаке. Поводок отвязала, оторвала от платья подол – перевязала лапу, нашла в кармане сушку и скормила ее голодной собаке.
    Съела собака из рук Тани сушку, облизала ее лицо, обернулась вокруг себя и выздоровела.
    Стала она Таню благодарить: «Спасибо тебе, девочка, спасла меня от лютой смерти, от предательства человеческого. Век не забуду. А в награду за спасение помогу я тебе избавиться от твоей хвори и стать прежней. Возвращайся в свое королевство, как зайдешь за ворота – так все беды твои и отступят. А на память обо мне – вот тебе клочок моей волшебной шерсти – перевяжи ее цветной веревочкой и носи с собой всегда. И если будет беда какая – посмотри на него и вспомни обо мне, все и наладится.
    А на последок – хочу я исполнить еще одно твое желание заветное. Загадывай, что душе угодно»
    «Хочу, чтобы внутри всегда светило солнце и было радостно просыпаться по утрам»!
    «Пусть так и будет», – улыбнулась собака и вывела Таню из леса на дорогу. «Иди по этому пути, и скоро будешь дома!»
    Попрощалась Таня с собакой и пошла лесом-полем, полем-лесом и снова полем и пришла, наконец, в свое королевство.
    Переступила она за ворота, а там ей навстречу бегут король с королевой, да братья-сестры. Все радуются, обнимают ее. И она здоровая и счастливая. Все хвори ее остались за воротами, а в кулачке теплый амулет – клочок собачьей шерсти, перевязанный красной лентой.

    Какие идеи, моменты могут не вписаться
    герой сразу умер
    если с героем ничего не случилось
    если в лесу никого не встретил
    если до бесконечности отказывается помогать (сворачивать в лес)
    если не берет талисман
    если желание несбыточное (хочу дом у моря и табун лошадей в кармане)

    На что указывает количество детей, названное ребенком?

    2. Придумайте некоторую методику, в процесс которой вовлечен и клиент, и собака. Опишите, в какой ситуации, с каким возрастом или при каком запросе она будет особенно эффективна, на что она будет направлена

    Запрос – страхи, в частности страх собак
    Какая категория клиентов – дети 5-10 лет
    Ситуации – ребенок боится собак, страх возник по неизвестной родителям причине и трансфомировался в страх любых пушистых объектов.
    Методика:
    Кабинет.
    В кабинете изначально нет собаки.
    Ребенку предлагается нарисовать что-то, что его пугает – на выбор карандаши, гуашь, мелки….
    После того, как ребенок нарисовал , предлагаем ребенку почувствовать как звучит его страх и издать этот звук. Повторяем за ним.
    Предлагаем позвать в гости к нам гостей – достаем несколько карточек с нарисованными собаками и знакомим их с ребенком, с просьбой каждой собаке повторить звук, который издает страх.
    Дальше просим ребенка выбрать карточку, которая больше всего похожа на его страх. Кладем рядом с рисунком и предлагаем придумать диалог между карточкой и рисунком.
    После этого мы предлагаем ребенку закрыть глаза и отправиться в путешествие. Мы даем ему в руки различные текстурные поверхности и просим называть слова, которые приходят в голову, когда он их трогает и двигаться так, как ему хочется.
    Среди текстур и собачья шерсть.
    Спрашиваем – что на ощупь понравилось больше всего.
    Если шерсть – предлагаем познакомиться с собакой на расстоянии и рассказать ей сказку про свой страх.

  • gavkrd:

    В некотором царстве, в некотором государстве. Жили-были царь с царицей и было у них 5 детей. Ваня -15лет, Саша -13лет, Веня- 10лет, Ира-6лет, Маша -3года.
    Все было хорошо в этом царстве государстве, дети росли, родители радовались.
    Но, случилась одна беда-неприятность с сыночком Ванечкой. Он ослеп, перестал видеть.
    Все в королевстве-царстве пытались помочь справиться с этой неприятностью, чтобы видел Ванечка, но ничего не помогало.
    Всех знатных, известных мудрецов, самых прославленных врачей созвали – ни один не смог придумать способ, как помочь. Ничего не работало.
    И тогда наш королевич Ванечка понял, что ни на кого ему надеяться, только сам он сможет со своей бедой справится.
    Встал раненненько утречком, взял в узелочек свои вещички и вышел из царства-королевства своего.
    И пошел он дальше, полем-лесом, лесом-полем, полем-лесом, шел пока не дошёл до такого дремучего леса, такого никогда не видовал.
    Заходит он в этот лес и слышит крик- зовут на помощь.
    Ванечка решил не идти на крик, ТК он же ничего не видет и боялся упасть и тем самым никого не спасти
    Ванечка пошёл дальше, идёт и слышит снова крик о помощи и решает идти помочь. Идёт он, ничего не видит, но слышит, что крик становится громче, и понимает, что зовёт маленький зайчик, на него напал большой медведь, Ванечка это понял по крикам. И стал действовать- на ощупь нашел большую палку и с размаху ударил медведя по голове. Медведь не ожидал и убежал подальше, испугался.
    Зайчик говорит ему, спасибо, что выручил меня! Как бы я без тебя справился! Без тебя я бы не справился, загрыз бы меня медведь, он уже близко был ко мне, я был в тупике и не мог убежать.
    Хочу тебя отблагодарить
    Что ты в темном лесу этом делаешь? Расскажи?
    Ванечка говорит, что случилась беда-неприятность с ним, он ослеп и ему никто не смог помочь и он пошел искать способы излечения сам.
    Зайчик сказал, что поможет с бедой-неприятностью.
    Когда ты вернёшься в свое царство-королевство, все пройдет, я же волшебный зайчик, а не абы какой.
    Я только от медведя не смог убежать, я помогу тебе.
    Я понял про твою беда-неприятность, но я хочу исполнить твое заветное желание, говорит зайчик. Ванечка говорит, что хочу жить в царстве-королевстве, с мамой и папой, чтобы меня все любили и никто не болел и были только счастливый смех и голоса.
    Вот тебе маленький волшебный талисман- держи его от меня, говорит зайка.
    Когда приедешь домой, желание твое сбудется, а талисманчик будет тебя охранять и про меня будет напоминать.
    Ванечка благодарит зайчика за все и идёт обратно в царство-государство.
    Выходит он из этого дремучего леса страшного, огромного и идёт полем-лесом, лесом-полем полем-лесом и приходит в свое царство-королевство
    Как только Ванечка зашёл в царство-государство, его хворь ушла, он начал видеть. Беда, которая его подстегивала уйти с королевства, она полностью прошла. И сбылось его желание
    А талисманчик Ванечка всегда хранил и помнил про этого зайчика.
    Царь с царицей так обрадовались, что он вернулся, что устроили пир на весь мир.

    Не вписывается- что ослеп, как он смог дойти и помочь зайчику и вернуться обратно
    В других ситуациях- герой умер
    Герой не хочет помогать
    Нет желания, чтобы исполнить
    Не берет талисман

    Наводить уточняющими вопросами, историями, помочь ребенку

    Придумайте некоторую методику, в процесс которой вовлечен и клиент, и собака. Опишите, в какой ситуации, с каким возрастом или при каком запросе она будет особенно эффективна, на что она будет направлена
    Дети, боязнь собак (раньше сама боялась). Взять метафорическую карту, что думает собака- рассказать, а в конце сделать собаке подарок- нарисовать рисунок, чтобы ей помочь справится с чем-то. На рисунке- проговорить все

  • >