fbpx

Урок 05: Первый год жизни человека. Краеугольные камни. Часть 1

Все уроки

Первый год жизни – крайне важное время в развитии человека. На этой встрече мы обратимся к мнениям разных авторов, изучавших данный период. Через идеи последователей К-Г Юнга М.Фордхама и Э. Нойманна увидим проявления Самости младенцев, проследим развитие различных её аспектов. А периодизация М.Малер свяжет воедино физическое и психическое развитие ребёнка. Но эти теории не будут полными,если не уделить внимания отношениям в диаде мать-дитя. Эта тема красной нитью проходит через 5 и 6 лекции.

Задание:

Коротко опишите, в чем разница во взглядах М.Фордхама и Э.Нойманна в вопросе развития Самости. Какой подход Вам ближе? Почему?

Обсуждение урока
  • irinakoroleva1977:

    У ФордхамаФордхама теория развития ребёнка основана на том, что ребёнок уже рождается как самостоятельное существо, со своей самостью, как вещь в себе . У Ноймана теория основана на том, что ребёнок на 1 году жизни пока ещё не отделяет себя от мамы , в течении этого года идёт до развитие через самость мамы.
    Я не могу точно сказать, чья позиция ближе. Вообще склоняюсь к теории Фордхама

  • korridor:

    Нойман считал, что в первый год жизни ребенок и мать представляют собой одно неделимое целое, где самость ребенка – срощена с самостью матери. Ребенок полностью зависит от матери и они сосуществуют в едином пространстве.
    Фордхам же считал, что ребенок стимулирует мать, “включает” ее. Что самость ребенка зависит от нового опыта, который получается из вне частями – получил часть – интегрировал. Опыт меняет систему по частям, формируя самость.
    Мне ближе точка зрения Фордхама. Ребенок как отдельная единица, как отдельная самость, развивающаяся с поддержкой матери и под воздействием опыта, среды, наследственности.

  • gavkrd:

    Фордхам- ребенок более самостоятелен и включает мать, Нойманн- райская жизнь, архетипичная мама, дающая ему максимально много и несущая ему самость.
    Мне ближе взгляды Нойманна, что мама даёт ребенку максимально много, является связующим звеном с миром, неся ему самость, потихоньку он обретает свою самостоятельность, разговаривая с ним, поясняя, играя, ухаживая- эмоциональная и телесная связь

  • katyusha_kut:

    М. Фордхам считает, что у ребёнка присутствует своя самость, независимая от материнской. В то время как Э.Нойманн считает, что самость ребёнка формируется постепенно в процессе развития ребёнка под влиянием самости матери.
    Мне ближе подход М. Фордхама. Не смотря на то, что все новорожденные живут инстинктами первое время своей жизни, они всё равно отличаются в развитии. И дело не только в наследственности, у каждого ребёнка есть свои индивидуальные особенности. Даже когда у матери рождается уже не первый ребёнок, она начинает с ним такой же процесс поиска способов понять ребёнка, его потребности. Казалось бы новорождённые имеют одинаковые базовые потребности, но заявляют они об этом по-разному. Кто-то кряхтит, кто-то громко кричит и т.д.

  • anastasiya.tiurikova:

    Развитие Самости во взгляде Э.Нойманна: говорит о втором, психологическом рождении младенца, которое имеет место к концу первого года – постутробное.
    Нойманн говорит, что при рождении мать забирает часть Самости ребенка. В начале жизни Самость младенца имеет двойственную природу: она включает телесную самость и самость отношения. «Эта парадоксальная, двойная природа Самости проявляется уже в раннем детстве: самость как нечто собственное в ребенке – это его телесная самость, а как «Ты» в нем – это его мать».
    Ребенок испытывает воздействие коллективного опыта, так как мать живет в культурном обществе, и это бессознательно, но эффективно влияет на детское развитие. Необходимо упомянуть о автоморфизме – разделении процессов. Составляющей частью аутоморфизма является центроверсия — функция целостности, отвечающая за создание “центров власти” в психике, в первую очередь центра сознания — Эго.
    Самые ранние детские отношения с матерью уникальны, так как в них и практически только в них, противоречие между аутоморфологическим развитием Самости и зависимостью от другого (что наполняет все человеческое существование) обычно не существует. Тот факт, что контроль и регуляция детского развития сначала производятся исключительно матерью, которая выступает в роли Самости ребенка, не относится к матери в роли Эго и в роли отдельной личности.
    Только постепенно, по мере того, как ребенок медленно развивается в личность, наделенную Эго-сознанием, он начинает различать мать как личную, индивидуальную фигуру, и становится субъектом, объектом которого является мать. Даже позднее мать все равно представляется всемогущей; примитивные отношения все еще составляют единое пространство детской жизни до тех пор, пока ребенок не станет самостоятельным и не разовьется его Эго. Только тогда отношения Я – Ты начнут существовать. В фазе Уробороса первичных отношений мать и ребенок формируют двойное единство внутри единой реальности, и с этого момента нормальное развитие ребенка зависит от способности его Самости и Эго выходить постепенно из этих первичных отношений.
    В отличие от Э. Нойманна, М. Фордхам предлагает выделить Самость в нечто отдельное от архетипов и Эго. Ребенок с самого рождения обладает Первичной самостью, отдельной от его матери, и увеличивает степень этого отделения в процессе своего развития. Уже в утробе матери формирующийся младенец несет в себе генетический материал не только матери, но и отца, и каждое новообразование плода приближает его к окончательному телесному отделению от тела матери.
    Фордхам говорит, что ребенок подстраивает маму под себя.
    В начале жизни психосоматическое единство ребенка большую часть времени находится в состоянии покоя — ребенок спит. Но вследствие внутренних или внешних стимулов Первичная самость разделяется на части и встречается с элементами окружающего мира, т.е. происходит деинтеграция части самости для того, чтобы ребенок вступил в реальный контакт — например, с грудью матери. В случае, когда действия устойчиво повторяются, реинтегрируется уже новый опыт — способ взаимодействия, созданный матерью и ребенком. Он влияет на структуру Самости, меняет ее. Этот процесс приводит к развитию Эго — самого важного деинтеграта Самости.
    Мне нравятся идея Нойманна о втором – психологическом рождении младенца, так как ребенок при рождении еще не совсем сформировался как человек, не способен существовать без матери или другого заботящегося взрослого, но не стоит отрицать способность детей влиять на ход событий и делать взаимоотношения с матерью системными, где каждый влияет на другого. Поэтому, можно сказать, что каждая теория является дополнением другой в разных аспектах.

  • tvolokitinal21:

    Взгляд М.Фордхама- уже с момента зачатия ребенок рассматривается отдельно от матери, и он всегда остается отдельным человеком. Его задача состоит в установлении отношений с матерью. Фордхам считает, что ребенок рожден со способностью к адаптации; адаптацию следует понимать не как подчинение, но как способность влиять и управлять внешним миром, так что постепенно ребенок и мать узнают друг друга как целое.
    Взгляд Э.Нойманна – рассматривает мать как “носителя” самости ребенка или иногда “как” самость ребенка. Нойманн говорит о втором, психологическом рождении младенца, которое имеет место к концу первого года. (Он также говорит о третьем рождении, когда ребенок вступает в преобладающую культуру). Он называет эти первые стадии внеутробными эмбрионными фазами, имея в виду, что ребенок еще не вполне сформировался как человек, и самость лучше всего рассматривать как нечто заключенное в материнском водном окружении.
    Мне ближе подход Э.Нойманна! Безусловно внутриутробно уже при зачатии ребенка генетически закладывается тот или иной характер ребенка, внешность, поведенческие особенности. так как ребенок это результат соития двух людей и генетической составляющий. Но…. я считаю, что мама это главные проводник, который уже внутриутробно держит под контролем свою беременность и плод, после рождения именно мать развивает уже заложенные инстинкты, обучает ребенка как удовлетворять свои необходимые жизненные потребности, со временем закладывает психо-эмоциональный фон и т.д. Об этом можно писать долго, но лично я за взгляд Нойманна и за то что именно мать является “носителем” самости ребенка.

  • vysotinaalina:

    Различие теорий М. Фордхама и Э. Нойманна состоит в различном взгляде на самость ребенка. По мнению М. Фордхама – ребенок является самостоятельной личностью с самого рождения. Э. Нойманн же утверждает, что в первый год жизни дитя полностью зависит от матери и развивается в тесной связи с ее жизнедеятельностью.
    Что ближе мне? Скорее теория М. Фордхама. Объясню почему. Каждый ребенок еще находясь в утробе матери, еще только формируясь, уже ведет себя по-своему. Каждая последующая беременность женщины очень отличается от предыдущей. С одним ребёнком мамочка страдает от жутчайшего токсикоза, с другим – нет. Один очень активный и вертится, как веретено, а другой – засоня и больше спит. После рождения тоже каждый из детей ведет себя иначе, чем другие дети тех же родителей. Кто-то спит больше и ест хорошо, а кто-то вопит день и ночь, да и ест так себе. Можно предположить , что это чисто физиологические проявления. один, предположим, более здоров, другой – слабенький, больной. Но мы сейчас говорим об абсолютно здоровых детях. Просто каждый из малышей уже в младенческом возрасте начинает проявлять свой характер. Да, не стану спорить, мать имеет огромное влияние на ребёнка в первые годы жизни. Связь матери с ребёнком, как физиологическая, так и эмоциональная, очень сильна. Эт и понятно – мать носила в себе дитя 9 месяцев, он ощущал то же, что и она, они питались вместе, радовались и грустили вместе. Чтобы разорвать эту связь или, хотя бы, ослабить нужно немало времени. Но ведь на младенца оказывает влияние теперь уже не только мать. Многие внешние факторы с первых дней формируют в нем самостоятельную личность. Не стоит забывать и о генетике. Наследственность никто не отменял. Так что, по моему мнению – ребенок с первых дней самостоятельная личность со своим характером, своими потребностями, своим мироощущением.

  • oobelova:

    По теории М.Фордхама ребёнок рождается уже самостоятельным существом, имея собственную самость. Взгляд Э.Ноймана основан на том, что при рождении и в течение первого года жизни ребёнок не имеет собственной самости, не отделяет себя от мамы, а в течении этого года происходит развитие собственной самости через самость мамы.
    Мне сложно решить, какой подход ближе, так как они взаимозависимы. С одной стороны, когда ребёнок ещё находится в утробе, уже закладывается его самость, но она опирается только на то, что он впитывает в себя от матери, и рождаясь, это впитывание ещё продолжается в течение некоторого времени. С другой стороны, у одной и той же матери совершенно по-разному протекает и беременность, и дети зачастую оказываются кардинально разными, что очень похоже на теорию Фордхама, что у ребёнка с самого начала есть своя собственная самость.

  • >