fbpx

Урок 06: Первый год жизни человека. Краеугольные камни. Часть 2

Все уроки

Продолжая предыдущую лекцию мы разовьем тему привязанности как центральную в отношениях матери и ребёнка.
Как выглядит достаточно хорошая мать? Что такое надёжная привязанность? Сколько способов укрепления привязанности существует, а сколько ещё предстоит изобрести? Этими вопросами мы зададимся и будем искать ответы в работах Д.В.Винникотта, Дж.Боулби, Г.Ньюфелда. Также мы рассмотрим типы нарушения привязанности и пути их возникновения.

Задание:

Прочитайте заметку «Тысяча и один способ укрепить привязанность». Какие из предложенных способов кажутся Вам наиболее простыми , а какие сложны для Вас как для родителя (независимо от наличия детей, пофантазируйте) ? Как Вам кажется, почему?

Обсуждение урока
  • irinakoroleva1977:

    Для меня наиболее простые привязанности это тактильные- обнимашки, целовашки. Каие то совместные действия- поход в магазин, кино, кафе.
    Тяжелее что то планировать и осуществлять то , что на перспективу

  • korridor:

    Примеры ” достаточно хорошей матери” в произведениях (кино):
    Мэри Поппинс,
    Хагрид в книге и фильме Гарри Поттер
    Белоснежка – в БЕлоснежка и 7 гномов.
    Все они “обладают” подопечными, но при этом у них есть все остальные характеристики, присущие “достаточно хорошей матери” – право на ошибку, контейнирование, своя жизнь, стремление к мечте.

    Что касается способов укрепления привязанности, то все представленные до 7 лет просты. опробованы на своих детях и племянниках и отлично работают.
    После 7 лет – самые сложные – совместное время препровождения. Одна из причин – появление выраженного “свое мнение”, что часто вступает в противоречие с миром взрослых, живущих по принципу “как я сказал, так и будет”, в свою очередь нередко вызываемого внутренним противоречием взрослого: я всегда прав – я хороший отец, я должен уступить. И здесь укрепление связи зависит от способности взрослого к диалогу и коммуникации с самим собой и ребенком как своему ответвлению.

  • katyusha_kut:

    Простые для меня способы :
    Улыбаться друг другу,
    Кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях,
    Носить на руках и\или в слинге,
    Обнимать,
    Повторять лепет за младенцем,
    Целовать щеки и пупок,
    Совместный сон,
    Выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна,
    Петь песни,
    Танцевать вместе,
    Использовать разные интонации,
    Строить гримасы,Вместе изучать себя и друг друга в зеркале,
    Читать стихи с выражением,
    Рассматривать вместе картинки, книги, улицу,
    Рисовать самим, чтобы малыш смотрел,
    Гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка,

    Составить вместе список продуктов с картинками.
    Взять с собой в магазин за продуктами.
    Катать в тележке.
    Постарше – доверить катать тележку.
    Еще постарше – передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе.
    Дать нести маленький пакет из магазина, “как мама\папа”.
    В зависимости от рода занятий родителей поиграть в “мама работает”, “папа работает”.
    Дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник.
    С мытьем посуды – полоскать вилки или небьющуюся посуду под струей воды.
    С готовкой простых блюд – засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду.
    Печь вкусняшки: пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье, например.
    С сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее.
    Дать нажать кнопку запуска стиральной машины.
    Подарить свой маленький рюкзачок.
    Мыть машину с папой.
    Все эти занятия либо были в моей жизни пока я росла, либо мне хочется их попробовать в будущем со своими детьми.

    Трудно для меня будет доесть за ребёнком, поделиться едой из своей тарелки, одинаково одеваться, позволить себя покормить, причесать и т.д. Неприязнь к этим действиям связана с трудностями моего взросления и не всегда правильным воспитанием со стороны родителей.
    Копаться в саду с мамой.
    Завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике).
    Выращивать разные съедобные травы из семян.
    Добавлять их в салаты и есть.
    Рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками.
    Хвалить.
    Провожая работающего родителя (бабушку, гостей) махать в окошко.
    Придумать “только наш с тобой секрет, никому не расскажем”.
    Строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов
    Заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь. В этот момент давать поиграться с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутить-повинтить.
    Дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки.
    Делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи.
    Беготня между родителями
    Следы на песке
    Специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек, всем делать веночки из цветов – папе, маме, доче. Рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять – не забывает ли он смотреть.

    месте сделать что-то “страшное”.
    Сходить в парк трейлеров и всем сфотографироваться рядом с оооогромным колесом.
    Держать долгий контакт глаз, “улыбаться глазами”.
    Игра “зеркало” – родитель начинает играть в отражение своего ребенка – копировать то, что делает ребенок. Старается по-максимуму включиться и копировать не только действия, но и эмоции – увидеть мир глазами ребенка.
    Когда сердишься – сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать.
    Прятаться с одним родителем от другого под одеялом.
    Надевать одну и ту же вещь на двоих – например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть .

    С более старшими детьми можно проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения, популярные в вашей семье.
    Разделите с ребенком свое хобби.
    Возьмите ребенка с собой на работу (если это возможно).
    Пусть он покормит вас из ложечки.
    Разрешать злиться, помогайте выпустить негатив.
    Плавать вместе в бассейне.
    Искать клад.
    Собирать осенние листья/жёлуди/каштаны.
    Кататься на велосипедах и роликах.
    Бегать наперегонки.
    Наряжаться в маскарадные костюмы.
    Устроить семейный спектакль – с куклами или самим стать актерами.
    (Менее трудозатратно) разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки – например, как колобок от бабушки ушел, а бабушка за ним как помчится… или как лиса колобка ела!
    Проигрывание ситуаций “мама-малыш” в сюжетно-ролевых играх.
    Лепить снеговиков и строить снежные крепости.
    Валяться на диване.

    Стучать по чему-то звонкому, ритмичному.
    Прятаться в домики под одеялом.
    Петь караоке вместе в микрофон.
    Вместе рисовать, лепить, делать поделки.
    Совместно украшать дом к празднику.
    Пускать и лопать мыльные пузыри.
    Танцевать вместе под музыку. Танцевать под музыку, которую играет ребенок (на барабане, бубне, погремушках и прочем). Танцевать вместе несложные детские танцы под пение мамы (Каравай, Танец маленьких утят, Мишка с куклой). Хоровод можно и из двух человек сделать.
    Покатать ребенка на спине – “лошадка”.
    Игры на коленках “В ямку – бух!”

    Делать зарядку, гимнастику вместе

    Качаться на качелях и кататься с горки с ребенком на руках.
    Закапывать друг друга в песок, в снег. И откапывать.
    Игры “Делай, как я”, когда ребенок задает движения, а мама повторяет.
    На прогулке взяться за руки обоих родителей и чтобы они “перепрыгивали” ребенка через лужи. Или просто так высоко прыгали.
    Вместе плавать, нырять, смотреть друг на друга под водой. Плавать на маминой или папиной спине.
    “Поцелуйчики в кармашке”. При расставании положить в карман ребенку свои поцелуйчики и обьяснить, что когда он соскучиться по маме, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку.

    Играть в прятки.
    Играть в расставания и встречи.
    Приготовить стол к ужину: расставить тарелки, достать приборы, налить сок.
    Выделить ребенку свой совок и щетку.
    Доверить поливать цветочки.
    Хохотать с ребенком, особенно над его шутками.
    Одевать ребенка, если он просит.
    Кормить ребенка, если он просит и хочет (даже если сам давно умеет).
    Одобрять друзей ребенка.

    Рисовать открытки бабушке, которая живет в другом городе.
    Отправлять открытки по почте и ждать ответов.
    Рассматривать семейный фотоальбом.
    Искать маму и папу на фотографиях, где много людей.
    Рассматривать вместе фотографии, на которых ребенок еще маленький.
    Рассказываем о том, как он был маленький или его еще вообще не было и его ждали.
    Звонить папе на работу (или пусть папа позвонит раз в день в определенный час).
    Для тех, кто живёт в загранице – говорить с ребёнком на родном языке. Даже если вокруг люди не понимают (секретный язык, играть в шпионов).
    Обниматься всей семьей.

    Доверить ребенку свои чувства – я сегодня рассердилась, когда… мне было грустно оттого… я так радовалась в тот раз…
    Просить прощения у ребенка в случае срыва.
    Называть чувства ребенка.
    Применять активное слушание.
    Обсуждать возникавшие конфликты после того, как страсти улеглись.
    Разделите с ребенком ЕГО хобби – даже если это противные маленькие игрушки с большими глазами и завышенной ценой или компьютерная игра.
    Доверьте ребенку приготовление какого-то одного блюда к ужину (только советы и подсказки, руки прочь, пусть сам – конечно, если захочет).
    Читайте ему вслух.
    Не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день.
    Смотреть в кругу семьи его младенческое видео.

    Не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день.
    Продолжаем активное слушание.
    Быть на стороне ребенка во время внешней угрозы.
    Иметь общее время (кафе, прогулки).
    Обращаться за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверенно (компьютеры или грубая физическая сила и прочее).
    Советоваться с ним перед принятием решений, касающихся не только его, но и общесемейных вопросов.
    Тактильный контакт: в волосах ворошить, поцелуи-объятия при встрече и прощании.
    Писать смешные записочки (и серьезные).
    Для взрослых, отдельно гуляющих детей, – встречать и провожать каждый раз (доброе слово и родное лицо перед уходом очень важно).
    Слушать подростка, когда он начинает говорить, а не когда у родителей есть время.
    Спрашивать, что нравится-не нравится, во всех сферах – от политики до цвета туалетной бумаги.
    Просить обосновать свою позицию.
    Задавать вопросы.
    Учить формировать свое мнение, отстаивать его, искать доводы.
    Смотреть вместе новости, обсуждать политическую ситуацию в стране и мире.
    Какое-нибудь совместное занятие: например, что-то выращивать на подоконнике или ставить эксперимент, читать длинную книгу наперегонки.
    Шутить друг над другом, делать безобидные розыгрыши.
    Проявить неожиданную заботу.

    Готовить вкусные блюда, причем, как маленьким. Печь в выходные торты с зайчиками, каждое утро рисовать на каше вареньем рожицы и т.п.
    Просто поболтать перед сном или за ужином о том, как день прошел.
    Одинаковые брелоки на ключах, но разных цветов.
    Походы любые: от однодневных по грибы и ягоды, до длительных на пару недель, если есть возможность.
    Смешные СМСки без повода.
    Вместе подготовить кому-то близкому сюрприз или праздник.

  • gavkrd:

    Мне сложно дурачиться с детьми, играть в прятки и тд. Наверное, что всегда держу дистанцию- что я родитель, не по рангу. Все остальное, использую

  • anastasiya.tiurikova:

    Найти пример в фильме/мультфильме достаточно хорошей матери для меня оказалось очень затруднительно. Вспоминаемые мной картины, например, такие как «Похороните меня за плинтусом», «Звездочки на Земле», наоборот, служат отрицательными или даже вопиющими случаями. Чаще в фильмах фигурируют родители, занятые работой, уделяющие мало внимания своим детям; родители с тотальным контролем – гиперопекой; мамы – «подружки»…
    Образ хорошей матери по Винникоту подразумевает интуитивное подстраивание под своего ребенка, физическое пребывание рядом, умение справляться со своей тревогой, не бояться ошибаться и иметь собственную жизнь.
    Прочитав заметку «Тысяча и один способ укрепить привязанность» и пофантазировав, я могу сделать выводы, что наиболее сложные способы: доедать за ребенком из его тарелки; позволить доставать еду из тележки на кассу; учить формировать свое мнение, отстаивать его, искать доводы; смотреть вместе новости, обсуждать политическую ситуацию в стране и мире.
    Это связано с тем, что в некоторых ситуациях я буду чувствовать себя неудобно на людях, или не чувствую достаточных компетенций в себе.
    Все остальные способы показались мне очень интересными и более легкими, так как я люблю творить вместе с детьми, показывать им что-то новое и интересное; играть в сюжетно-ролевые игры; читать. В моей семье всегда уважительное отношение друг к другу, с детства нас с братом учили рассказывать и слушать; ценить семейные традиции, заботиться, прощать. Поэтому данную модель воспитания я планирую передавать своему ребенку.

  • tvolokitinal21:

    Лично у меня дети возраста 3 и 5 лет! Самое простое это наверное способы от 0 до 3 лет, так как эти методы как данность материнства! В этот временной промежуток достаточно свободного времени на все способы укрепления привязанности! От 0 до 3 лет все эти способы применяются на уровне каких то инстинктов и чувств! А все что далее уже включается ум, логика и прочее! Самое сложное в дальнейшем это изыскание свободного времени на провождение с ребёнком! Лично я стараюсь по максимум уделять внимание, совместно проводить время, разделять интересы детей! И лично для меня в моей жизни работа- это лишнее, я просто люблю все что связанно с детьми, особенно когда они твои дети! Не могу пока провизуализировать остальные возрастные группы, но думаю самым сложным будет тактильные контакты, разделение совместных интересов! Чем взрослее дети, тем сложнее выстраивать с ними дружеские интересы! А когда нет дружбы, остальные способы будут негодны!

  • vysotinaalina:

    Заметка, конечно, интересная, понятно, что основана на личном опыте автора. Но… перечислять все приемлемые способы не вижу смысла. Прежде всего, потому, что в каждой семье свой уклад, свои привычки, свои потребности и возможности в общении с детьми. Многое из того, что предложено в статье имеет место и в моём общении с детьми. Но, в любом возрасте детям нужно внимание родителей, не только мамы, но и папы. Чем больше мы общаемся с детьми неформально, не поучительно, а тепло, по-дружески, по-человечески, тем теснее связь с ними, сильнее привязанность. Я обратила внимание, что очень много уделено в статье внимания совместной деятельности. Это очень правильный подход. Весьма важно делать все, ну или почти все, ВМЕСТЕ. Но ведь мы не думаем ежеминутно “вот, теперь я применяю для сближения с ребенком, вот такой прием, а через час надо применить прием совместного собирания игрушек или вытаскивания носков из-под кровати”. Мы просто живем в одной семье, мы делим друг с другом наши заботы, наши радости и горести. Мы помогаем друг другу, мы заботимся друг о друге, просто по велению души, а не по принуждению. Вот такие отношения в семье и будут одним единственным способом укрепить привязанность.

  • oobelova:

    Пример достаточно хорошей матери Мэри Поппинс, у неё присутствуют перечисленные Винникотом характеристики.
    В заметке очень большое количество способов в зависимости от возраста ребёнка. У меня нет детей, сложно в фантазии понять, насколько просто или сложно будет с ребёнком то или иное действие, но всё кажется достаточно несложным.

  • >