Top.Mail.Ru
+7 495 104 31 51
Адреса

м. Павелецкая, ул. Кожевнический проезд, дом 3, этаж 5

м. Курская, 3й Сыромятнический пер., дом 3/9 стр. 1, этаж 2

с 10:00 до 22:00 | без выходных

Адреса

м. Павелецкая, ул. Кожевнический проезд, дом 3, этаж 5

м. Курская, 3й Сыромятнический пер., дом 3/9 стр. 1, этаж 2

с 10:00 до 22:00 | без выходных

Эмоциональное выгорание у подростков

20.01.2022

Эмоциональное выгорание у подростков
Галина Черкасова

Автор:

Галина Черкасова

0 Комментариев

Каждый человек, и подросток в том числе хочет, проснувшись с утра чувствовать прилив сил и пребывать в хорошем настроении. В такие дни он готов открывать новые границы, решать даже сложные задачи, легко находит общий язык со всеми и не обращать внимание на мелкие промахи.

Но временами бывают периоды, когда кажется, что жизнь состоит только из негатива и проблем от которых просто невозможно избавиться. Возникает чувство бессилия и постоянного напряжения, недовольства, ничего не получается, всё кажется бессмысленным. В такие дни даже то что доставляло удовольствие не вызывает интереса, а общение с родными и друзьями завершается конфликтами и обидами.

Источником такого состояния может являться эмоциональное выгорание. Постоянные умственные нагрузки, стрессы, ссоры с родителями, педагогами или ровесниками, интенсивные физиологические тренировки высокий темп современной жизни – всё это оказывается причиной напряжения. Которое накапливаясь в подростковом возрасте, вызывает состояние истощения.


Специалисты-психологи центра “Хронос” являются ведущими практикующими психологами с опытом работы более 10 лет.

img img img img img img img img img img
Наши специалисты прошли длинный и глубокий путь становления в профессии, имеют диплом о высшем психологическом образовании, а также дополнительное профессиональное образование в разных областях психологии.

Комплексный и интегративный подход к образованию и профессиональному становлению наших специалистов обеспечивает гарантию профессионализма и опыта. Именно поэтому наши психологи наиболее эффективны в решении разного уровня сложности запросов и ситуаций, с которыми обращаются клиенты.

У всех практикующих психологов нашего центра есть опыт личной терапии и профессиональной супервизии более 10 лет. В практике специалистов центра “Хронос” множество успешных случаев работы с самыми сложными запросами клиентов.

Записавшись на прием в наш центр, Вы сэкономите время, ресурсы, свою энергию и 100% получите конструктивное и лучшее решение Вашего запроса.

Что такое эмоциональное выгорание?

Нередко эмоциональное выгорание путают с депрессией, но на самом деле это совершенно другое психологическое состояние. На которое указывают сильное мотивационное, физическое и психическое истощение, раздражительность, незаинтересованность в учебе, потеря достигнутых результатов, цинизм по отношению ко всему и всем. Депрессия характеризуется абулией, утратой способности получать удовольствие, усталостью, снижением настроения и апатией.

В психологию термин «выгорание» ввёл К. Маслач. По его определению, этому состоянию обязательно сопутствуют деперсонализация (потеря своего «Я», обезличивание человека), эмоциональное истощение, а также занижение личных достижений (умаление собственного достоинства, обесценивание себя).

Эмоциональное выгорание в подростковый период еще более опасно, чем во взрослом возрасте. Это связано с тем, что психика и личность только формируются, отмечаются нестабильность, противоречивость характера, гормональные скачки. Психолог С.Холл назвал возраст 11-17 лет периодом «бури и натиска».

Эмоциональное выгорание – исчерпание энергии и постоянная разбитость. Это изнеможение от чрезмерных требований, которые подросток может устанавливать себе сам или которые навязываются семьей, школой, обществом. В результате внутренние энергетические ресурсы иссякают, что накладывает отпечаток на мотивацию, отношение и поведение.

На какие симптомы стоит обратить внимание?

Признаки эмоционального выгорания у взрослого и подростка практически не отличаются. Тинейджеры не редко жалуются на высокую нагрузку в школе. Но не обязательно источником усталости является лень. При развитии некоторых симптомов обстоятельства на самом деле могут быть тревожными и нуждаться в участии взрослых:

  • Хроническая вялость, усталость даже в выходные, подросток просыпается уже «разбитым».
  • Существенный упадок учебных способностей, новая информация больше «не лезет» в голову. Ребенок становится рассеянным, снижается концентрация внимания. Ему трудно отвечать на уроках, сосредоточиться на чтении учебника и даже при обычном общении он как будто витает в облаках.
  • Изменение эмоционального состояния: нервозность, беспокойность, вспыльчивость и раздражительность, а также частые смены подавленного и сверхактивного состояний.
  • Нарушение сна (бессонница, повышенная сонливость) и питания (потеря или повышение аппетита).
  • Чрезмерная самокритика, негативное отношение к себе: «я болван», «ненавижу себя», «я никогда ничего не достигну».
  • Постоянное напряжение, недоверие, непонимание приводят к конфликтам с друзьями, одноклассниками, членами семьи или учителями.
  • Жалость к себе: «всем от меня что-то надо», «отношение ко мне предвзято и незаслуженно».
  • Минимальная результативность – подросток выкладывается из последних сил, старается, делает уроки дольше. Но его эффективность стараний отсутствует.
  • Апатия, пассивность, учеба, хобби, спортивные тренировки начинают казаться бессмысленными: «я ничего не хочу», «мне всё надоело», «кому это вообще нужно».

Поскольку моральные ресурсы исчерпываются, страдает физическое состояние организма: возникают мышечные, головные боли, тошнота, нарушение пищеварения, «скованность» в грудной клетке, выпадение волос, может ухудшиться зрение и так далее.

Причины эмоционального выгорания

Развитию выгорания способствует сильный стресс, к которому приводят совокупность внутренних и внешних факторов. Факторы первой группы исходят от самого подростка и его восприятия мира вокруг. Вторая группа связана с обстоятельствами извне, которые могут повлечь за собой или ускорить выгорание:

  • Эмоциональное давление и отсутствие поддержки (частые замечания, отсутствие признания заслуг, наказания за плохие оценки и фразы «В дневнике должны быть только пятёрки», «С такими знаниями ты станешь в лучшем случае дворником!»).
  • Чрезмерные требования самих подростков или родителей по отношению к результатам школьной успеваемости порождают нервозность и страх. В результате пропадает интерес к учёбе.
  • Конфликты, нездоровое соперничество, нарушение межличностного взаимодействия с одноклассниками и друзьями.
  • Неопределённость будущих перспектив.
  • Семейные проблемы и ссоры, тяжёлое материальное состояние.
  • Ощущение необъятности, если задач чересчур много, и школьник не понимает, за что приниматься в первую очередь и как всё успеть, — он может откладывать все на потом. Внешне это похоже на лень, но в действительности тревога не даёт ему приняться за работу.
  • Огромные объёмы новой информации, активная внешкольная деятельность при дефиците отдыха способствуют психологическому перегрузу.
  • Неспособность контролировать собственные эмоциональные состояния.
  • Повышенное давление со стороны педагогов, строгие рамки поведения.
  • Переоценка роли учёбы/экзаменов, страх кого-то подвести, гиперответственность, культ успешности.

Фазы эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание – это постепенно развивающийся процесс, состоящий из нескольких стадий. Разные авторы предлагают свои варианты классификации, охватывающие разные периоды. Согласно концепции Матиаса Буриша, можно выделить шесть главных фаз и характерные для них симптомы:

1. Предупреждающая (истощение):

  • отказ от личных потребностей, вытеснение неудач и разочарований;
  • чрезмерная активность в учебе и внешкольной деятельности;
  • бессонница, хроническая усталость;
  • ограничение общения.

2. Снижение уровня личного участия:

  • потеря положительного восприятия одноклассников;
  • перекладывание вины за личные неудачи на кого-то другого;
  • безразличие, отсутствие сопереживания, не гуманное отношение;
  • зависть, чувство использованности;
  • нежелание выполнять свои обязанности;
  • опоздания, прогуливание уроков, пропуск тренировок;
  • концентрация только на своих потребностях, изменение идеалов в жизни.

3. Эмоциональные реакции (депрессия и агрессия):

  • отрицательные переживания, обвинения других, непризнание своей причастности к неудачам;
  • отсутствие терпимости и способности к взаимным уступкам;
  • перепады настроения, безосновательные страхи, пассивность;
  • конфликты с окружающими;
  • неуверенность в себе, постоянная внутренняя самокритика.

4. Фаза деструктивного поведения (сфера интеллекта, мотивационная, эмоционально-социальная):

  • снижение памяти, концентрации внимания, нежелание думать;
  • скука, равнодушие, одиночество, отказ от увлечений;
  • неспособность принимать решения, нежелание перемен, безынициативность;
  • отсутствие воображения, выполнение заданий строго по инструкциям;
  • избегание тем, связанных со школой, домашними заданиями;
  • нежелание работать в коллективе, общаться в компаниях или чрезмерная привязанность к одному человеку.

5. Психосоматические реакции:

  • снижение иммунитета;
  • расстройство сна;
  • неспособность расслабиться во время отдыха;
  • боли в позвоночнике;
  • нарушение пищеварения;
  • скачки давления, головные боли, тахикардия.

6. Отчаяние:

  • бессилие и потеря смысла жизни;
  • негативная жизненная установка;
  • экзистенциональный кризис.

Как уберечь ребёнка от выгорания

Эмоциональное выгорание развивается по разным причинам. Чаще всего, оно возникает из-за ежедневного стресса, постоянного напряжения и чрезмерных нагрузок. Если у подростка проявляются симптомы заболевания, нужно предпринимать срочные действия, нельзя пускать ситуацию на самотек.

Что делать, чтобы восстановить эмоциональное состояние:

  • Рассказать о переживаниях, усталости близким людям, не закрываться и не держать все внутри себя. Взрослые должны внимательно выслушать ребенка, поддержка поможет намного быстрее восстановить энергию. Нельзя упрекать, ругать, не верить, говорить, что это неважно и просто выдумки, для отлынивания от учебы. Следует объяснить, что все люди, иногда чувствуют разбитость и упадок сил, но после отдыха, как правило, всё проходит.
  • Приучиться не делать несколько дел одновременно, не отвлекаться, не откладывать все на последний момент. Например, делая домашнюю работу, выключать звук в телефоне, только заканчивая одно – переходить к другому.
  • Составить расписание и отрегулировать график. Следует распределить дела по их важности и в первую очередь выполнять, то что первостепенно. Труд обязательно чередовать с отдыхом, а большие задачи нужно разбить на несколько и делать шаг за шагом.
  • Проводить больше времени с родителями и друзьями. Вместе гулять, заниматься делами, шутить, смеяться, говорить по душам. Можно поиграть в настольные игры, сходить в кино, покататься на роликах, завести домашнее животное.
  • Совсем без лени нельзя, нужно делать паузы. Небольшое послабление поспособствует расслаблению и восстановлению сил. Отдыхать время от времени — это нормально. Можно на недолгий период сократить или отказаться от домашних обязанностей.
  • Подростку, как и любому человеку иногда нужно побыть наедине с собой, важно выделить время, которое будет принадлежать только ему.
  • Выбрать занятие по душе, которое будет поднимать настроение и в ежедневной обыденности поможет забыть о насущных проблемах. Важно развивать свои интересы и самосовершенствоваться.
  • Внимание к здоровью и самочувствию: важен здоровый сон, правильный режим питания, полноценный рацион богатый витаминами и микроэлементами, прогулки на свежем воздухе и физическая активность.
  • Обращаться за помощью к психологам. В ситуации, когда не выходит избавиться от выгорания самостоятельно, абсолютно нормально обращаться за помощью к специалистам.

Навыки самоконтроля, постановка целей и развитие уверенности в себе не дают развиться эмоциональному выгоранию.

Профилактика при выгорании

Главное для подростка — это правильно рассчитывать свои возможности и силы. При неверном отношении к первым «звоночкам» эмоционального выгорания состояние может принять тяжелую форму и осложниться другими психическими и соматическими заболеваниями. Не надо пытаться добиться всего и сразу, ставить непостижимые цели, всем угодить.

Родственникам стоит с понимаем отнестись к подростку и перестать оказать давление. Если по ребенку видно, что он устал не стоит повторять, что учеба и экзамены самое важное в жизни, надо учиться только на пятерки и нельзя вести себя как слабак. На этом этапе такая назидательность только усугубит психическое состояние и проблемы со здоровьем, что ни один родитель не пожелает своему ребёнку.

Подростку следует понять, что это – обычный жизненный этап, а родителям:

  1. Во-первых, снизьте нагрузку и смените для тинейджера обстановку, освободите его от домашних дел, позвольте ему несколько дней не ходить на занятия, сводите его погулять и отвлечься.
  2. Во-вторых, ребенок должен видеть и чувствовать поддержку. При эмоциональном выгорании возникают слабость и подавленность. Выслушайте, поддержите разговором, позвольте открыться. Покажите, что вы верите своему чаду и хотите помочь. Если же диалога не получается и общение заканчивается ссорами, обратитесь к детскому психологу, которому он сможет открыться.
  3. В-третьих, узнайте причину состояния, что его спровоцировало.
  • Слишком большая нагрузка в школе? ― Попытайтесь освободить от работы по дому или дополнительных занятий.
  • Скучны, не интересны задания? ― Обсудите это с педагогом.
  • Запугивание, издевательства со стороны одноклассников? ― Поговорите с учителем или директором, отведите подростка к психологу по буллингу.
  • Не получается составить продуктивное расписание? ― Научите распределять приоритеты и расскажите о технике планирования «Слоны и лягушки». Это поможет правильно управлять своим временем, всё успевать и несмотря ни на что завершать начатые дела. Задачи, цели, желания и мечты рекомендуется переноси на бумагу.

Далее каждый из пунктов следует отнести к своей категории: «лягушки», «слоны», «мамонты» и «единороги».

Шустрые, небольшие, мерзкие «лягушки» — несущественные, но неприятные дела, которые постоянно откладываются на потом. Они не занимают много времени: поход в библиотеку, визит к врачу, необходимость вытереть пыль, забрать документы. И если «лягушки» накапливаются, они истощают энергию, создавая впечатление, что мы по уши погрязли в болоте. Поэтому «ешьте лягушек на завтрак», чтобы на протяжении дня не отвлекаться на их навязчивое «кваканье» у себя в голове.

«Слоны» — сложные и непростые задачи. Это освоение иностранного языка, подготовка к экзаменам, написание диплома или курсовой. Важность этих дел очевидна и это пугает, подросток старается отложить их на потом. И в последний момент, незавершенные дела-«слоны» полностью раздавливают нас своей тяжестью, превращая в недовольную жизнью лужу.

«Слона» рекомендуется разбивать на мелкие кусочки, и он не будет казаться такими неподъёмными и грандиозными. Чтобы точно доводить все дела до конца, отмечайте сроки их выполнения.

«Мамонты» уже не актуальные дела, которые лучше вовсе вычеркнуть из списка и не тратить на них свои силы.

Сказочные, радужные, неуловимые «единороги» — дела-мечты, которые вечно хранятся в долгом ящике, потому что кажутся недостижимыми и нереальными. Чтобы реализовать «единорога», надо сделать из него слона.

Разделив все свои дела по необычным категориям, становится понятно, что планирование не такая унылая штука. И выполненные вовремя задачи приносят огромное удовлетворение.

Записаться на прием вы можете по телефонам:8 (495) 104 31 51 или 8 (926) 084-11-51.

Галина Черкасова

Галина Черкасова

Учредитель центра психологической поддержки - «Хронос», организатор центра телесной терапии и психосоматики. Более 12 является практикующим аналитическим, клиническим и детским психологом. Консультант федеральных телеканалов.

Подробнее
0 комментариев

>