Как распознать и победить эмоциональное выгорание педагогов

  • Главная
  • /
  • Блог
  • /
  • Как распознать и победить эмоциональное выгорание педагогов
24 октября, 2021

Автор:

В 70-х годах XX века в Америке стали исследовать проблему профессионального выгорания. Причиной было обращение к руководству службы психологической поддержки населения. Им начали жаловаться на непродуктивную работу сотрудников, их нервозность и неуравновешенность. В ходе изучения психологами состояния испытуемых была открыта особая форма «стресса общения», которую психиатр Х. Дж. Фрейденберг представил, как «burnout» («выгорание»). Часто это слово применяется в разговорном языке у англичан и указывает на наркозависимость. Здесь же оно акцентирует внимание на зависимость «выгорающих» специалистов от трудовой деятельности.

Психиатр Фройденбергер
Психиатр Фройденбергер

Согласно МКБ 11 синдром эмоциональное выгорания (СЭВ) был признан следствием хронического стресса во время работы, с которым сотрудник не смог справиться. Он проявляется тремя симптомами:

  • снижение трудоспособности;
  • ощущение физического или мотивационного истощения;
  • нарастающее психическое уклонение от функциональных обязанностей, отмечается грубость и раздражение по отношению к окружающим.

Кто входит в группу риска

На Европейской конференции ВОЗ в 2005 году сообщалось, что от эмоционального выгорания страдает каждый третий специалист работа которого заключается в постоянном взаимодействии с людьми, но более всего – учителя. Так, в европейских странах до 60 % педагогов ежегодно обращаются к врачам и психологам с проблемами стресса на работе.

Эмоциональное выгорание имеет непосредственное отношение к профессиональной деформации и развивается в результате накопления множества психологических проблем, нередко провоцирующих разочарование в своей профессии.

Синдром эмоционального выгорания – это защитная реакция сотрудника на функциональные нагрузки. Заболевание складывается из личностных, статусно-ролевых и корпоративных (профессионально-организационных) элементов.

Выявлено, что некоторые черты личности предрасполагают к развитию СЭВ педагога. К личностным факторам риска относят:

  • сотрудники, которые по характеру не являются общительными и не желают постоянно взаимодействовать с людьми, например, робкие, предрасположенные к замкнутости и сосредоточенные на своём внутреннем мире интроверты;
  • слишком заниженная или завышенная эмоциональная, когнитивная эмпатия;
  • убеждение, что трудовая деятельность неважна и незначима;
  • излишняя воодушевленность в совокупности с подавлением собственного «я»;
  • меланхоличный или флегматичный темперамент, с низкой силой и скоростью эмоционального реагирования;
  • нетерпимость и властность по отношению к другим людям;
  • перфекционизм, стремление к идеалу;
  • занижение чувства собственного достоинства, самозначимости.

Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают в себя:

  • женщины, переживающие противоречие между семьей и работой;
  • неудовлетворённость личностным и профессиональным ростом;
  • постоянные условия соперничества, необходимость все время подтверждать свою профпригодность;
  • ролевую неопределённость и шаблонные требования;
  • сдерживание творческой инициативности;
  • психологическую несовместимость педагога с коллегами и деятельностью;
  • низкий социальный статус;
  • непринятие, неуважение, конфликты с другими сотрудниками, детьми и их родителями;
  • условия труда, ограничивающие свободу и права личности.

Корпоративный фактор сам по себе не провоцирует развитие выгорания. Его значение обусловлено оценкой обстановки самим сотрудником. Форма отношений, психологическая атмосфера и организационный режим могут оцениваться как стресс, например:

  • отсутствие комфортного места для работы, условий для отдыха на переменах;
  • неравенство и предвзятость взаимоотношений;
  • неэффективный стиль руководства (грубый, непонятный, эмоциональный);
  • ненормированный рабочий день;
  • отсутствие поддержки, корпоративного единения, негативные, конфликтные отношения с коллегами;
  • условия острой нестабильности, нехватка нужной обратной связи от руководства.

Следует отметить, что один фактор не может привести к выгоранию. Развитие синдрома – это результат действия совокупности многих факторов как на личностном, так и на профессиональном уровне.

Также нарушению эмоционального состояния способствуют:

  • чрезмерная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка;
  • высокая ответственность за своих подопечных;
  • самоотверженная помощь;
  • несоответствие между финансово-моральной компенсацией и умственно–энергетическими затратами;
  • работа с «особенными» детьми.

Преподаватели, подверженные процессу выгорания, демонстрируют проявления недопустимые в работе с детьми: грубость, озлобленность, агрессию.

Симптомы профессионального выгорания

Первым проявлениями заболевания являются обессиливание, при одной мысли о работе появляются головная боль и тошнота, не только коллеги и ученики, но и родные, близкие люди вызывают раздражение.

Как победить эмоциональное выгорание педагогов
Как победить эмоциональное выгорание педагогов

В наши дни синдром эмоционального выгорания включает более 100 симптомов. Самые часто встречающиеся из них:

  • истощение, падение общего тонуса организма;
  • постоянная усталость;
  • безразличное отношение, резкое снижение коммуникации с коллегами и учениками;
  • экономия сил на рабочие действия;
  • цинизм, конфликтность, агрессивность;
  • бессонница;
  • неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
  • апатия, пессимизм;
  • безынициативность, исчезновение интереса к работе и жизни;
  • злоупотребление кофе, спиртным, курение;
  • соматические: запоры или диарея, резкое изменение показателей веса, снижение иммунитета, зрения, слуха, нарушение гормонального фона.

Психолог Ганс Селье описал профессиональное выгорание как защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы и выделил три фазы стресса:

  1. Нервное напряжение создаётся хронической тревожно-депрессивной обстановкой, стресс не удается устранить.
  2. Резистенция – сотрудник пытается сопротивляться неудовлетворённости, оградив себя от неприятных впечатлений, возникает чувство некомпетентности, эмоционально-нравственная дезориентации, неадекватное избирательное общение.
  3. Истощение – развивается ощущение «загнанности в угол», ослабление эмоционального тонуса и психических ресурсов.

Этапы выгорания у педагогов

Психологи выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Одной из самых популярных является пятиступенчатая модель Гринберга:

  1. Медовый месяц –полная самоотдача, преподаватель доволен работой и результатом, трудаголизм, не придерживается баланса работы и отдыха, тратит много энергии на работу, высокая заинтересованность и мотивация в результате. Постепенно энтузиазм сменяется усталостью, работа приносит все меньше удовольствия.
  2. Недостаток топлива – педагог осознает, что его усердие и вклад не равносильны результату. Он по привычке не сбавляет темпа, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью. Возникает разочарование, рассеянность, раздражительность забывчивость, появляются усталость и апатия, потеря продуктивности и интереса к работе. Возможны нарушения трудовой дисциплины и дистанцирование от функциональных обязанностей.
  3. Хронические симптомы – из-за нескончаемого стресса, нехватки времени и ресурсов снижается иммунитет, появляются измождение, подавленность, недовольство, обида и неприязнь к окружающим.
  4. Кризис –возникают хронические патологии, в итоге педагог частично или полностью теряет работоспособность. Нарастают переживания, недовольство собой.
  5. Пробивание стены – «отключаются» эмоции, развивается полное равнодушие к окружающей действительности, карьера находится под угрозой. Психическое и физические состояние человека настолько плохо, что могут возникнуть угрожающие жизни заболевания.

Профилактика

Поскольку эмоциональное выгорание является устойчивым состоянием, приносящим очевидной вред педагогической работе, профилактика синдрома является значимым аспектом в системе профилактической деятельности учреждения.

Предупредить развитие СЭВ можно благодаря оптимизации организационных условий труда:

  • определенность функциональных обязанностей и инструкций;
  • возможность роста и продвижения по карьерной лестнице;
  • обустройство рабочего места, в идеале просторное, светлое помещение с эстетичным оформлением и хорошим оснащением;
  • социальная поддержка, соблюдение охраны труда;
  • действующая для всех, разумная система наказаний и поощрений;
  • руководство учебного заведения четко доносит требования и доступно для обсуждения.

Профилактика, связанная с сохранением личных ресурсов учителей, заключается в:

  • рост значимости профессии, условия для регулярного повышения квалификации, аттестации;
  • просветительская работа с педагогами, информирование о самопомощи, психологическая поддержка;
  • при желании возможности публикации, участие в семинарах, марафонах.
ВВ Бойко
ВВ Бойко

Психолог и педагог В. В. Бойко описал рецепты для экономной траты энергетических запасов в трудовой деятельности:

  • При раздражении пытаться сделать то, что улучшит настроение, поможет расслабиться, не нужно накапливать и приумножать злость и досаду.
  • Приумножить коммуникацию с приятными людьми, спокойно и незаметно сократить общение с теми, кто неприятен, сохраняя при этом спокойствие и приветливость.
  • Нужно понимать, стресс – временное явление, не реагировать остро и категорично, пытаться изменить ситуацию к лучшему.
  • Устроить свою деятельность так, чтобы ограничить раздражающие и ненужные разговоры.
  • Радоваться своим рабочим достижениям и успехом коллег.
  • Принимать гуманность профессии, необходимость своего предназначения наставника.
  • Не переносить неприятности личной жизни на рабочие моменты.
  • Находить правильные способы выражения (громко, четко, обосновано) просьб, советов, требований, обращенные к ученикам, родителям, коллективу, руководству.
  • При появлении проблемы или конфликта, решать спокойно, взвешенно, не затягивая.
  • Не забывать о творческом подходе и делать работу увлекательно и интересно, идти в ногу со временем.
  • Не переживать из-за ошибок, сделать выводы и найти выход.

Техники снижения эмоционального напряжения

В.В. Бойко рекомендует педагогам применять упражнения для снижения эмоционального напряжения:

«Имя – профессиональное качество».

Задача: создание позитивной среды в коллективе, повышение самооценки педагогов, акцентирование внимания на значимости каждого сотрудника.

Для тренинга каждый из участников, берет мяч и называет свои имена и какое–то профессиональное качество на букву, встречающуюся в имени, далее мяч передается по кругу.

«Лестница»

Задача: осмыслить себя как личность, находящейся на определенном участке жизненного и профессиональной этапа.

Всем преподавателям раздается бумага с изображением лестницы. Нужно, по собственному мнению, определить и обозначить свое местонахождение на ступени на данный момент. А после ответить какое движение ожидаете в будущем (вверх-вниз), довольны ли вы расположением, есть ли несоответствие с желаемым и что препятствует расположению на самом верху.

Коллаж «Привычки счастливого человека»

Под спокойную музыку группа участников делится на две команды и составляет коллаж, вырезая картинки из прессы. Первая из них клеит пишет и рисует виды работы, которые приносят им приятные эмоции во время учебных будней, а вторая группа – то, что приносит эмоциональное удовлетворение вне работы.

Рекомендации преподавателям по профилактике эмоционального выгорания:

  • позитивное мышление, приятные воспоминание, улыбка;
  • определение жизненных целей;
  • отказ от перфекционизма;
  • контроль эмоции, прежде чем «выплеснуть» гнев, досчитать до 10, отвлечься, посмотреть в окно, переберать бумаги на столе;
  • утренний контрастный душ, вечерняя расслабляющая ванна;
  • планирование работы и отдыха;
  • здоровый сон не менее 7-8 часов;
  • не преувеличивать негативные события, не копить отрицательные эмоции;
  • не стесняться обращаться к психологу;
  • не замалчивать проблемы, обсуждать их с теми, кому доверяете;
  • найти хобби и не отказываться от того, что нравится (музыка, книги, спорт, вязание);
  • эффективные методы расслабления: массаж, йога, дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе;
  • короткие перерывы для отдыха обязательны;
  • не откладывать дела на завтра, накапливая их;
  • не думать на работе о домашних заботах, проблемах и наоборот;
  • сохранять порядок на рабочем месте, сделать его комфортным.

Снижение стресса путем изменения отношения к ситуации

К эмоциональному выгоранию педагогов приводит стресс. Сотрудник внутренне оценивает требования с личными возможностями, чем больше разница между ними, тем выраженнее внутреннее напряжение.

Довольно часто мысленно оценивая и рассматривая критическую ситуацию, человек сгущает краски и впадет в «панику», которая полностью парализует возможность искать выход. То есть чем менее трагично учитель обрисовывает «в голове», то что выбивает его из колеи, тем менее разрушительный результат будет иметь стресс.

Общие рекомендации профилактики выгорания:

  • мысленно представьте самое худшее, примите это как неизбежное, а после спокойно обдумайте, как изменить положение дел (формула У. X. Кэрриеэра);
  • сделайте жизнерадостный настрой привычкой;
  • постройте философскоое отношения к жизни и работе;
  • перестаньте себя жалеть – это убавляет адаптационные ресурсы организма;
  • доделывайте важные дела до конца, стресс «незавершенного дела» истощает резервы;
  • заботьтесь о своем здоровье.

Диагностика

Обычно педагоги обращаются за квалифицированной психологической помощью на последних стадиях профессионального выгорания, когда возникают соматические расстройства, остро выражены агрессия и депрессия, появляются проблемы не только на работе, но и в семье. Диагностика состояния проводится психологом, психотерапевтом или врачом-психиатром.

При помощи опросника «MBI-GS» («Maslach Burnout Inventory-General Survey») можно оценить эмоциональное опустошение. Он создан на основе изучений, проводимых американскими психологами Сьюзан Джексон и Кристиной Маслач. Кроме MBI в психотерапевтической работе применяется, тестирование Е. П. Ильина и опросник Бойко.

Дополнительно выполняется диагностика эмоционально-личностной сферы учителя (опросник Айзенка, исследования тревожности Тейлор, СМИЛ, шкала измерения мотивации социального одобрения Марлоу и Кроуна, метод цветовых выборов). Это помогает более точно определить отклонения и выраженность психосоматических нарушений, уровень депрессии, вероятность агрессивного поведения.

Для первоначальной диагностики можно ответить на несколько вопросов и если больше 5 раз ответ положительный, стоит заподозрить синдром эмоционального выгорания:

  • трудно взяться за дело;
  • постоянная усталость, отсутствие сил, истощение;
  • сложно на чем-то сконцентрироваться;
  • снизилась работоспособность;
  • функциональные обязанности выполняются, но нет впечатления о пользе сделанного;
  • постоянно плохое настроение, раздражение, легко лишиться самообладания;
  • в общении появился сарказм, грубость, истерики;
  • пропал аппетит, появилась тяга к алкоголю, никотину, кофеину;
  • ухудшилось здоровье, перестали заботиться и уделять время себе.

Лечение

Для лечения эмоционального выгорания нужна помощь психолога, поддержка коллег и близких, родных людей. Важен правильный настрой и мотивация педагога – готовность корректировать режим работы и отдыха, привычки, критику в отношении себя и своего труда. Для получения стойкого терапевтического эффекта нужен комплексный психо-медико-социальный подход, который состоит из:

  • Психотерапии – проходит в виде бесед, занятий, самостоятельных тренировок. Сеансы нацелены на изменение профессиональных установок, появление мотивации и интереса к деятельности, правильное распределение энергоресурсов (силы, время) на разные жизненные сферы.
  • Лекарственная терапия – медикаменты назначаются психиатром индивидуально, схема лечения обусловлена симптоматических течением и запущенностью заболевания. Чаще всего врач назначает седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы и натуральные стимулирующие препараты.
  • Общеукрепляющие мероприятия – правильный рацион питания, соблюдение режима дня, спокойный, крепкий ночной сон, массаж, занятия спортом, можно начать с зарядки, санаторно-курортное лечение.

Делайте то, что вы любите! Как однажды сказал Конфуций — найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придется трудиться ни одного дня в жизни.

Современный мир одержим достижениями и продуктивностью. В стремлении к перфекционизму педагог забывает о самом себе и «сгорает». Следует помнить, что помимо учеников, студентов, коллег, школы, есть масса интересных и важных сфер жизни, в которых каждый человек обязан быть счастливым.

Об Авторе

Психолог, преподаватель психологических дисциплин, гештальт-терапевт и арт-терапевт. Более 7 лет ведет частную практику в качестве психолога. Также является сотрудником центра психологической поддержки и пет-терапии "Хронос". Автор более 35 статей по психологии. Подробнее

Психолог, преподаватель психологических дисциплин, гештальт-терапевт и арт-терапевт. Более 7 лет ведет частную практику в качестве психолога. Также является сотрудником центра психологической поддержки и пет-терапии "Хронос". Автор более 35 статей по психологии. Подробнее

{"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}
>