Как выйти из депрессии подростку

27 июля, 2021

Автор:

Подростковая депрессия – это особый вид стресса, который при несвоевременной диагностики и отсутствия коррекция невротического состояния может привести к крайне серьёзным последствиям. Неокрепшая психика, отсутствие жизненного опыта, недостаточная сформированность навыка преодоления жизненных трудностей, зависимость от чужого мнения и закономерные проявления возрастного кризиса – это главные факторы, которые усугубляют протекание стрессовой ситуации. 

Самостоятельно справиться с депрессией может далеко не каждый подросток, а в группе риска находятся все дети данного возраста без исключения. 

Причины 

Спровоцировать депрессивное состояние у подростка может всё, что угодно – от домашней обстановки в кругу семьи до взаимоотношений со сверстниками, неуспехов в учебной деятельности или непринятием себя. За подверженностью ребёнка к стрессу всегда стоит воспитание и специфические характеристики возрастного кризиса, которые обостряют, провоцируют возникновение чрезмерной чувствительности и эмоциональности, требовательности к самому себе и окружающим.

 Основная причина возможного стресса у подростков обусловлена стремительной перестройкой гормонального фона организма, которая, в свою очередь, сочетается с неспособностью ещё не сформировавшейся до конца психики адекватно реагировать на стороннюю критику или повседневные потрясения. Среди провоцирующих депрессию факторов выступают несколько причин, наиболее часто встречающихся на практике. 

  1. Замена детского представления о мире погружением во взрослую жизнь со всеми её трудностями и недостатками. Обычно это происходит, когда на подростка сваливается непомерный груз новых обязанностей. Например, при появлении в семье второго ребёнка постоянно занятые на работе родители перекладывают ответственность за уход и воспитание новорождённого на подростка. То же самое наблюдается и в неблагополучных семьях, когда родители страдают определёнными зависимостями, а старший ребёнок вынужден взять на себя груз ответственности за младшего брата или сестру. Неполные ячейки общества демонстрируют ту же тенденцию – во время ухода отца или матери из семьи (или их трагической смерти) второй родитель неосознанно или намеренно стремится взвалить на подростка те обязанности, за которые ранее отвечал партнёр (или ребёнок пытается делать это самостоятельно из чувства долга).
  2. Юношеский максимализм – в подростковом возрасте любая, даже самая незначительная проблема, моментально приобретает непомерные масштабы полноценной катастрофы, которая занимает все мысли и всё время ребёнка. Подросток убеждён, что его точка зрения не подлежит никакой критики или сомнениям, он не склонен принимать позицию другого, даже самого близкого человека, следовать его советам или рекомендациям. Любое стороннее вмешательство в собственную жизнь воспринимается как попытка разрушить внутренний мир ребёнка, который он всеми силами пытается не только сберечь, но и навязать по возможности окружающим. 
  3. Неблагоприятная ситуация развития. Подростки крайне тяжело переживают сложные взаимоотношения между родителями. Частые ссоры и беспочвенные конфликты, разводы, недостаточная финансовая обеспеченность – всё это закономерно вызывает беспокойство, которое быстро перерастает в полноценный стресс, если ситуация не меняется длительное время или повторяется на регулярной основе. Становясь свидетелем психологического или физического насилия, ребёнок переживает глубочайшее потрясение, следствием которого могут выступать определённые страхи, закреплённые асоциальные модели поведения и многое другое. 
  4. Виртуальный мир. При долгом нахождении за гаджетами, в сети реальная картина мира подростка начинает искажаться, подменяться нереальным, несуществующим в действительности. Находить утешение в Интернете дети могут по разным причинам – он чаще всего стимулом выступает потребность в общении, признании, успешности. Добиваясь на просторах виртуального мира желаемого, подросток с большой неохотой возвращается в реальный мир, переставая развиваться как личность, часть социума и стремясь побыстрее вернуться в виртуальность. 
  5. Одиночество. Основная социальная активность в данном возрасте нацелена на установление контактов со сверстниками. Подростку важно, чтобы его принимали в обществе, ценили, уважали и демонстрировали положительное отношение. Социальная среда развития является основополагающей в становлении личности на данном возрастном этапе. При невозможности реализоваться в коллективе сверстников ребёнок испытывает глубочайший стресс. Ситуация заметно усугубляется, если у подростка совсем нет друзей, его критикуют, высмеивают или обижают. Чаще всего единственный выход, которые находят такие дети, — это поиск единомышленников, примыкание к асоциальной группе, пристрастие к вредным привычкам или демонстрация аддиктивного поведения, даже суицидальные наклонности.  
  6. Смена обстановки. Подростки тяжело переживают переезд с одного места на другое, даже при условии, что это происходит в черте города. Смена района, школы приводит к необходимости привыкать к новому коллективу, расписанию, требованиям. А, как известно, ребёнку этого возраста крайне сложно быть новичком в классе – это провоцирует не только излишнее внимание к нему, но и делает объектом обсуждений, недоверия. Подросток отчётливо осознаёт своё положение в обществе и остро переживает закономерные этапы знакомства с новыми одноклассниками. 
  7. Семейное давление. Если подросток на протяжении длительного времени подвергался критике, чрезмерным требованиям со стороны взрослых, касаемо внешнего вида, учёбы или успешности в других видах деятельности, он закономерно будет испытывать глубочайший стресс. Чувство несоответствия возложенным ожиданиям самыми близкими людьми, не доверительная атмосфера в кругу семьи приводит к нежеланию возвращаться домой, протестам или острой депрессии. 

Стрессовая ситуация может быть спровоцирована и у того, кто воспитывался в условиях чрезмерной опеки. Психика подростка становится ослабленной и неспособной противостоять даже минимальными жизненным трудностям. Нельзя исключать из ряда причин, способных вызвать депрессию, и наследственный фактор – природная предрасположенность к излишней эмоциональности и чрезмерной чувствительности. 

Тип темперамента, который заложен в человеке при рождении, во многом определяет его дальнейшее развитие – так, одни люди вырастают импульсивными, вспыльчивыми, другие демонстрируют отстранённость и безразличие к одним и тем же событиям. Дело в данном случае в работе процессов возбуждения и торможения, которые являются закономерной реакцией на всё, что происходит вокруг. 

Симптомы 

В разные периоды жизни человек склонен демонстрировать специфические симптомы депрессивного состояния. Стресс у подростков обычно проявляется в:

  • Апатичном, преобладающем грустном настроении 
  • Постоянных, объективно беспричинных, жалобах на упадок сил, усталость
  • Частой забывчивости
  • Беспокойстве, чрезмерной тревожности 
  • Бунтарстве, демонстрации протестов, несогласия 
  • Раздражительности 
  • Повышенной чувствительности к критике
  • Тяге к одиночеству
  • Снижении физической активности 
  • Равнодушном, пренебрежительном отношении, безответственном поведении
  • Беспричинных вспышках гнева
  • Аутоагрессии, девиантном поведении 
  • Злоупотреблении вредными привычками
  • Попытках установить беспорядочные половые связи
  • Сбитом режиме сна и отдыха (сонливость днём, бессонница по ночам)
  • Снижении успеваемости
  • Пониженном внимании и неспособности сосредоточиться
  • Потере интереса к ранее значимым развлечениям или хобби 
  • Отказе от еды или чрезмерном переедании 
  • Ипохондрии, одержимости темой смерти и прочем. 

Чаще всего подростки демонстрируют беспричинную агрессию, раздражительность. В период переживания стресса для них свойственны перепады настроения, которые связаны с трудностями выбора дальнейшего жизненного пути, правильной модели поведения, реакции на происходящие события. Подростки впервые в жизни начинают задумываться о собственном предназначении в ней, смысле бытия и смерти. 

Часто, в поисках ответов на философские вопросы, они находят в разнообразных культах, примыкая то к одной, то к другой группировке. Их притягивает способность кого-то объяснить непонятные вещи, помочь разобраться в себе. При навязчивом предъявлении определённой инструкции действий подростки становятся буквально одержимы идеей, бездумно и безвольно следуя указаниям главаря. 

Разница между подростковой депрессией и депрессией у взрослых 

Депрессия у подростков отличается излишней чувствительностью ко всем происходящим вокруг событиям – будь то эмоциональное переживание первой любви, первого сексуального опыта, психическое напряжение, сопутствующее процессу самоидентификации, формированию взаимоотношению с окружающими или поиск своего места в жизни. 

Зачастую к этим переживаниям добавляются проблемы с выстраиванием гармоничных взаимоотношений с членами семьи. Иными словами, состояние подростка постоянно усугубляется любыми негативными событиями, происходящими вокруг. Ребёнок не способен абстрагироваться, игнорировать или не придавать значения отдельным эпизодам, которые так или иначе способны омрачить его состояние. 

На мироощущение может повлиять даже неподходящая погода или не соответствующая ожиданиям словесная реакция на поведение ребёнка другого человека. Всё это отягощается закономерным половым созреванием, гормональной перестройкой организма. Проблема подростковой депрессии активно изучается специалистами в области педагогики и психологии по всему миру, потому как требует принципиально отличающегося подхода к диагностике и коррекции, в отличии от известных способов преодоления стресса у взрослых. 

Чаще всего симптомы стресса игнорируются родителями, а закономерное непослушание, максимализм приписывается по определению к характерным особенностям данного возраста, которые, согласно ошибочным ожиданиям, должны пройти сами собой с течением времени. Эпизоды тоски, грусти, уныния, которыми главным образом можно охарактеризовать подростковую депрессию, могут длиться как несколько недель, так и месяцев, или даже лет. 

При несвоевременном выявлении психотравмирующих факторов, выстраивании оптимальной стратегии поведения взрослыми, отсутствии навыков борьбы со стрессом у ребёнка, депрессия закономерно перерастает в затяжную патологию, усугубляясь и качественно деформируясь со временем в устойчивый невроз, страх, неуверенность в себе. 

Подростки, в попытках самостоятельно справиться со стрессом, избежать его или хотя бы снизить характерные проявления, предпочитают избирать деструктивные методы – вредные привычки, аутоагрессия, суицидальные наклонности, беспорядочные половые связи, уход из дома, протест, бунт, проявление физического или психологического насилия по отношению к окружающим. 

Затяжная депрессия у подростков повышает риск развития серьёзного клинического расстройства в будущем, что неизменно повлияет на всю дальнейшую жизнь. Среди отличительных особенностей детского стресса от взрослого:

  • Замедленность психомоторных функций – безразличие и инертность
  • Импульсивность, раздражительность, гнев
  • Отказ от обсуждения проблемы, её непринятие, отвержение 
  • Нестабильность эмоционального состояния 
  • Нарушения сна и аппетита
  • Склонность к деструктивному, асоциальному поведению – конфликты, вредные привычки, побеги из дома, отказ от учёбы. 

В отличие от взрослого, подросток неосознанно стремится к удовлетворению внутреннего конфликта любыми доступными способами без их предварительной идентификации. Он просто пробует всё, что придёт на ум, не прогнозируя последствия или целесообразность выбранной стратегии поведения. 

Последствия 

Подростковая депрессия – это не только кажущееся беспричинным и временным снижение настроения. Зачастую внутренний конфликт находит прямое отражение в повседневной деятельности, поведении ребёнка. Нередко он становится неуправляемым, кардинально меняется внешне, с готовностью отказывается от занятий, некогда приносивших удовольствие. Тот, у кого раньше были хорошие взаимоотношения с родителями, демонстрирует неприязнь и неготовность вступать в контакт. Отличники начинают халатно относиться к своей успеваемости, полагающие большие надежды спортсмены, талантливые музыканты или те, кто долго и упорно изучал иностранный язык, бросают увлечения, несмотря на уговоры некогда значимых взрослых, достигнутые успехи и пророчимое будущее. Воспитанные и прилежные дети начинают грубить, а чистюли становятся любителями хаоса и беспорядка. Тихие и спокойные, уравновешенные, послушные некогда дети становятся бунтарями, которые по любому поводу способны уйти из дома, нахамить родителям, обидеть сверстника или связаться с асоциальной компанией или причинить боль самому себе. 

  1. Уход из дома. Многие подростки, страдающие от недопонимания в семье, выбирают побег. Как правило, он длится непродолжительное время из-за неприспособленности ко взрослой жизни, где нужно самостоятельно заботиться о себе, зарабатывать и думать о том, чтобы не остаться голодным. Зачастую подростки просто бродят по улицам целый день, могут провести ночь на лавочке во дворе, а наутро вернуться домой, или переночевать несколько дней у друзей, если таковые имеются, родители которых опять же вряд ли примут в семью ещё одного ребёнка, которого нужно так или иначе обеспечивать. 
  2. Компьютерная интернет-зависимость. В попытках скрыться от неприемлемой реальности дети начинают пропадать в виртуальном мире. Чрезмерное сидение за гаджетами, даже если там ребёнок чувствует себя счастливым, очень быстро приводит к ухудшению депрессивного состояния – возвращение в реальность неминуемо, но уровень обособленности с каждым разом будет расти всё больше, делая в конечном итоге адаптацию к жизни попросту невозможной. 
  3. Употребление наркотических веществ. Именно в подростковом возрасте дети впервые начинают пробовать курение, алкоголь или наркотики. По наставлению более старших знакомых или сверстников со схожими проблемами подростки слепо верят в то, что уход из реальности поможет справиться с внутренним напряжением и жизненными трудностями. 
  4. Импульсивность, совершение необдуманных действий. Поведение подростка во время депрессии часто может быть опасным, в первую очередь, для него самого. Ребёнок попросту перестаёт прогнозировать последствия собственных действий, он начинает совершать поступки, обусловленные кратковременным эмоциональным напряжением. Последствия могут быть крайне плачевны – совершение кражи, угон автомобиля, жестокая драка. 
  5. Заниженная самооценка. Депрессия может повлечь за собой или усилить ощущение неполноценности, чувство стыда или ориентацию на неуспешный результат. Повзрослев, ребёнок сохранит в себе такую направленность, что сделает неспособным реализацию естественной потребности в саморазвитии.
  6. Жестокость, неконтролируемая агрессия. Жесткое отношение к окружающим может привести к крайне негативным последствиям, в том числе, нанесению тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Подросток, вероятнее всего, вскоре пожалеет о случившемся, но от ответственности и душевных ран не избавится никогда. 

В конце концов, подростковая депрессия нередко становится причиной более серьёзных психических расстройств, с которыми приходится бороться всю оставшуюся жизнь. Проблемы могут быть связаны с пищевым поведением, аутоагрессией и другими формами проявления аддиктивного поведения. 

Виды депрессий 

В психологической науке выделяют несколько видов депрессивных состояний, которые могут наблюдаться у подростков. Каждый из них обладает характерными особенностями и вызывается ввиду определённых причин, имеет специфические проявления и требует индивидуального подхода к диагностике или коррекции напряжения. 

  1. Реактивная депрессия – реакция на сильное эмоциональное потрясение. Травма вызывается сложными и непредсказуемыми событиями в жизни – смерть близкого человека, развод родителей, крупные неприятности в школе, исключение из учебного учреждения, резкое ухудшение финансовой обеспеченности семьи и прочее. Основные симптомы реактивной депрессии – это отчаяние, тоска, слезливость, слабость, нарушения аппетита и сна, малоподвижность. Состояние может усугубляться на фоне неблагоприятных факторов – соматические заболевания, переутомление и прочее. 
  2. Тревожная депрессия – чаще всего связана с паническими атаками, страхами неизвестности или смерти. Подросток постоянно озадачен поисками ответов на философские вопросы. От невозможности получить чётко сформулированное определение или алгоритм правильных действий появляются навязчивые, тревожные опасения за собственное будущее.
  3. Дистимия – один из самых сложных в диагностике видов депрессии. Явной симптоматики не наблюдается, подросток преимущественно кажется вялым и асоциальным. 
  4. Меланхолическая депрессия – характеризуется подавленным и угнетённым состоянием, которое редко обусловлено объективными причинами. Подросток теряет интерес к жизни, плохо спит и ест, может проникнуться суицидальными идеями и даже воплотить их в жизнь при видимом отсутствии альтернативных способов преодоления стресса. 

Как показывает практика, родителям крайне сложно войти в положение подростка, понять мотивы его поведения, а, тем более, определить наличие депрессивного состояния, абстрагируясь от закономерных возрастных особенностей поведения ребёнка. Именно по этой причине стресс характеризуется длительностью и приводит к ряду неблагоприятных последствий.

Советы по общению с подростком в депрессии 

Родители – это те люди, которые не только приучают ребёнка к правилам и нормам поведения в обществе, занимаются его воспитанием и содержанием, но и преимущественно находятся рядом, по крайне мере, до достижения совершеннолетнего возраста. Ответственность за своевременную диагностику расстройства и принятие соответствующих мер лежит именно на взрослых. Если наличие депрессивного состояние хотя бы предполагается, но точно ещё не установлено, домочадцам уже следует скорректировать собственную модель поведения и сменить тактику взаимодействия с подростком. 

  1. Наблюдение без навязчивых вопросов. Подростку важно знать, что его любят и принимают таким, какой он есть. Он должен быть уверен, что его всегда поддержат, защитят и предложат помощь. Нельзя давить, критиковать или обвинять ребёнка даже в ситуации, когда его поведения было необоснованным. Поспешные выводы могут только навредить его эмоциональному состоянию так же, как и навязчивые нравоучения, «мудрые» советы и рекомендации. Подростка нужно больше слушать, пытаться понять, признать любые демонстрируемые им чувства и переживания, ведь они, действительно, являются крайне значимыми для него. А, не найдя поддержки в кругу семьи, ребёнок обязательно устремится к тем, кто хочет и готов его выслушать и понять.
  2. Настойчивость без давления. Этот принцип взаимодействия предполагает аккуратное и деликатное общение. Поведение подростков зависит от их эмоционального состояния. Они далеко не всегда готовы к открытому диалогу со взрослыми. Помочь преодолеть внутренний барьер сомнения поможет активность взрослого, который должен продемонстрировать свою любовь и заботу. Когда ребёнок почувствует, что может поделиться с родителем наболевшим, рассказать о своих проблемах и не услышать в ответ нелицеприятные комментарии, он обязательно раскроется навстречу, чем снимет с себя огромный груз тяжести душевных переживаний. 
  3. Отказ от привычных нравоучений. В попытках найти с подростком общий язык, нельзя начинать или вставлять в обращённый к нему монолог выдержки из собственной жизни, нотации и лекции о том, что проблемы беспочвенны и надуманны. Ни в коем случае не следует ставить ультиматумов, чтобы раскрепостить ребёнка – так он закроется ещё больше. 
  4. Честность и открытость. Не следует делать вид, что всё в порядке, что изменения в поведении ребёнка незаметны. Говорить о нормальности появления депрессии в этом возрасте нормально. Главное – акцентировать внимание на том, что всё это преодолимо. Так, подросток научится контролировать собственное состояние и сформирует способы, которые помогут ему в будущем справляться со сложными жизненными ситуациями. Важно помнить, что даже благие намерения успокоить ребёнка при помощи обесценивания стресса могут привести к плачевным результатам. 
  5. Адекватное признание проблемы. Даже если родители чувствуют смятение, страх перед неизвестностью, тревогу, нельзя показывать эту беспомощность подростку. Ребёнок должен видеть во взрослых исключительно поддержку и опору. Родители должны стать эталоном, теми, кто точно знает, как действовать, на кого следует равняться. Паника домочадцев – это нормальная реакция на возрастные изменения в ребёнке, но проблему не преодолеть по щелчку пальцев или с течением времени без кропотливой работы. При этом каждый неверный шаг способен привести к необратимым последствиям для подростка. 
  6. Терпение. Этот принцип можно смело классифицировать как основополагающий в стратегии поведения родителей. Жить с депрессивным подростком нелегко, но взрослый, как более опытный и расчётливый член семьи, должен держать эмоции под контролем. Даже минутная слабость и незначительный конфликт может перечеркнуть достигнутые ранее успехи в установлении контакта с ребёнком. 
  7. Физическая и социальная активность. Собственным поведением взрослый демонстрирует ребёнку своеобразный эталон. Заставлять действовать по образцу нельзя, но можно ненавязчиво привлекать, заинтересовывать подростка социально или личностно значимой деятельностью. Разные виды физической активности благоприятно влияют на общее состояние здоровья ребёнка, стабилизируют его эмоциональное состояние. Проведёнными исследованиями установлено, что регулярная физическая нагрузка помогает справляться со стрессом на физиологическом уровне. Чтобы дать ребёнку почувствовать, что самоизоляция только усугубляет депрессию, целесообразно начать с оказания совместной помощи нуждающимся. Это повысит его самооценку, значимость и уверенность в собственных силах. Необходимо аккуратно и ненастойчиво побуждать подростка и к общению со сверстниками, занятиям любимым делом – тем, что приносит ему хотя бы какую-то радость. 
  8. Соблюдение режима. Правильное и регулярное питание, полноценный сон – это то, что поможет стабилизировать эмоциональное состояние, повысить устойчивость к стрессу, возобновить недостаток сил. 

Зачастую коррекция подростковой депрессии удаётся только при комплексном подходе. Если родитель чувствует, что его сил не хватает для стабилизации эмоционального состояния, целесообразно обратиться за помощью к специалисту. Квалифицированный психолог на первичной консультации подскажет, как подготовить ребёнка к приёму так, чтобы это не вызвало ещё большего напряжения.  

Лечение 

Депрессия крайне разрушительна, если не прибегать к её лечению или надеяться на то, что симптомы пройдут сами собой. Помочь в выборе подходящих средств коррекции эмоционального состояния поможет квалифицированный специалист. Перед походом к психологу взрослому необходимо подготовиться к консультации, чтобы предъявить исчерпывающие ответы на вопросы:

  • Как долго проявляются симптомы
  • Какое событие послужило отправной точкой 
  • В какой мере они влияют на повседневную жизнь ребёнка
  • Характер их проявления
  • Ситуация развития в семье 
  • Взаимоотношения подростка с близкими 
  • Наличие увлечений и прочее. 

В рамках комплексного обследования специалист установит особенности личности подростка, психотравмирующие обстоятельства, подверженность ребёнка к стрессу, исходя из чего предложит оптимальную терапию расстройства. Совместная работа может включать индивидуальное консультирование, групповую или семейную терапию, медикаменты. 

Своевременная диагностика депрессивного состояния у подростка и принятие соответствующих мер поможет быстро и эффективно справиться с расстройством без последствий для будущей жизни подростка. При этом крайне важна профилактика – чаще всего дети копируют модели поведения родителей и смотрят на мир через призму их восприятия. С самого детства ребёнок должен знать, что из любой сложной жизненной ситуации можно найти выход. Он должен уметь самостоятельно принимать важные решения, делать правильный выбор, брать ответственность за собственное будущее.

Об Авторе

Психолог, преподаватель психологических дисциплин, гештальт-терапевт и арт-терапевт. Более 7 лет ведет частную практику в качестве психолога. Также является сотрудником центра психологической поддержки и пет-терапии "Хронос". Автор более 35 статей по психологии.
Подробнее

{"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}
>