fbpx

Психосоматика у детей

28 марта, 2022

Автор:

Психосоматика – направление в медицине и психологии, изучающее связь психологических факторов на формирование соматических нарушений. То есть неурегулированные, «загнанные внутрь» стрессовые ситуации дают о себе знать через телесные проявления.

Взрослые нередко подчеркивают, что «все болезни от нервов», но почему-то лишь если это относится к ним самим. Когда же речь заходит о детской психосоматике, чаще всего мамы и папы отвергают вероятность таких причин. И зря. Ребенок, вероятней, даже больше, чем взрослый склонен к психосоматическим расстройствам, поскольку в детском возрасте еще не выработаны навыки по преодолению стресса и переживаний, и отмечается более высокая эмоциональность и чувствительность.

Как правило, плохо поддающиеся лекарственной терапии болезни выступают – симптомом психосоматики. В такой ситуации нарушение – это способ сообщения о какой-либо психологической проблеме, потребности. Выдвигают теорию, что психосоматические нарушения могут формироваться еще до рождения и у новорождённых детей. Причинами служат: эмоциональное состояние матери, отношения с мужем, образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная).

Дети из группы риска

Как таковая однократная стрессовая реакция с выработкой адреналина не наносит вреда здоровью. Но если она продолжительная или часто повторяющаяся, это увеличивает вероятность возникновения многих патологий. К тому же, психологическое перенапряжение может стать тем «спусковым механизмом», который повлечет за собой начало расстройства. Тем не менее срабатывает обычно не просто в сочетании «стресс-заболевание», а в совокупности с иными факторами:

  • Социальные: семейные ссоры, чувство одиночества (потеря близких, у родителей нет время или желания уделять внимание ребенку), нарушения воспитания.
  • Генетика: личностные особенности, эмоциональные качества родителей или ребенка (чувствительные, замкнутые, тревожные и пугливые), психические, неврогенные патологии у близких членов семьи.
  • Органические: нарушения при беременности и родах, патологии нервно-психического развития, хирургические вмешательства, травмы, отравления в раннем возрасте, инфекции ЦНС (менингит, миелит, энцефалит), интоксикация организма.

Психологи также добавляют сюда коллективные нападки, запугивание, травлю или, наоборот, отвержение в детском коллективе и низкую физическая активность – на фоне условий стресса это существенно повышает вероятность психосоматических расстройств у детей и подростков.

Доказано, что при опасности развода чадо начинает постоянно болеть, чтобы в связи с этим родители «объединились». Ребенок делает это не осознано и не специально, просто так реагирует психика на воздействие стресса.

Какие заболевания могут быть связаны с психосоматикой?

Психосоматическое расстройство у ребенка может проявляться в виде нервных тиков, вредных привычек (сосание пальцев, обгрызание ногтей, выдергивание волос и т. п.), гиперреактивности (чрезмерная активность и возбудимость), депрессивных расстройств. Все это может возникать как из-за наличия физических проблем, так и в результате психических процессов.

К нарушениям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:

  • аллергические реакции, кожные заболевания (атопический дерматит, экзема, нейродермит, псориаз);
  • нарушения аппетита и сна;
  • респираторные инфекции, простуды, герпес (чаще 6-8 раз в год);
  • бронхит, хронический кашель, бронхиальная астма;
  • анемия;
  • головные боли;
  • расстройства желудочно-кишечного тракта (рвота, боли в желудке, тошнота, запор, диарея);
  • энкопрез, энурез (недержание кала или мочи);
  • заболевания носоглотки (тонзиллит, ангина, хронический ринит, аденоидит);
  • гипертиреоз;
  • конъюнктивит, тик, отит.

Соматические проявления при психосоматике у детей зачастую обусловлены возрастом. В частности, чаще до 7 лет заболевание выражается, в нарушениях работы ЖКТ и дерматологическими признаками, с 8 лет — в двигательной сфере, с мышечными и суставными, а также головными болями, и с 10 лет — дисфункцией гормональной системы.

Как формируются психосоматические заболевания?

Волнения, страхи, негативные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их не надо копить внутри. В противном случае повторяющиеся травмирующие ситуации навалятся как снежный ком и в конце концов выльются в какие-либо физиологические симптомы. Стресс – это защитный механизм, сформированный эволюцией, позволяющий детям выживать, быстро «откликаясь» на ситуации, возникающие неожиданно.

До семилетнего возраста малыш имеет естественную сильнейшую эмоциональную связь с мамой. В случае ее более раннего разрыва, ребенок оказывается в тяжелой стрессовой ситуации. Зеркальные нейроны центральной нервной системы работают так, что человек распознает эмоции и состояние другого человека по мышечным движениям лица, внешнему виду, жестам. Ребенок, тесно связанный с мамой настроен на чтение ее чувств и настроения. Поэтому частое улавливание негативных эмоциональных изменений, вызывает психологическое напряжение.

Нормальным и необходимым этапом развития ребенка является детское магическое мышление. Это официальный термин означает убеждение младенца о собственном всемогуществе, а позже во всесильность близкого человека – матери.

Многие психологи предполагают, что для новорожденного мир и собственное “Я” составляют единое целое. С возрастом ребенок разочаровывается, что мама не может сделать все и не является всемогущей. Подростки обычно не верят в собственную уязвимость, почти как в компьютерной игре.

Все дети не просто эгоцентричны, но и совершенно уверены – они причастны ко всему что случается вокруг. Например, напряженные отношения в семье, ответственность за проблемы – ребенок считает это своей «заслугой». А чувство тягостной вины в конечном итоге может спровоцировать болезнь.

В некоторых случаях, когда малыш ощущает нехватку внимания, тогда психика может начать повышать участие взрослого через болезни – чтобы мама открыла больничный и побыла рядом.

Причины психосоматических заболеваний у детей?

Наиболее популярными причинами психосоматических нарушений у детей являются:

  • Тяжелый эмоциональный удар (смерть родного человека, домашнего животного, развод мамы с папой). Дети сложно переживают такого рода события. Им трудно справиться со стрессом. Зачастую, не осознавая, причину случившегося, ребенок инстинктивно принимается заниматься самообвинением. В детском возрасте дисбаланс нервной системы проявляется не как у взрослых. На вид (до)школьник может быть сдержан и улыбчив, но внутренний негатив и тревожность накапливаются, происходят изменения на уровне его организма и психики.
  • Психологическая обстановка, климат между мамой и папой (постоянные конфликты, размолвки, выяснение отношений). В таких обстоятельствах чадо стремиться стать «спасательным кругом» семейных отношений. Неосознанно ребенок решает: «если я буду болеть, родители прекратят ссориться, мы будем все вместе». И нередко это срабатывает – близкие на период заболевания сплачиваются перед общей бедой, не ругаются и вкладывают все усилия на лечение ребенка. Но через некоторое время обстановка в семье снова накаляется и, в результате, малыш заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, живущие в напряженной обстановке, часто страдают патологиями носоглотки (тонзиллиты, ангины, риниты, отиты).
  • Рождение брата или сестры. Нередко дети просто не готовы к появлению на свет «конкурента» по вниманию. Неожиданно ребенок становится «уже взрослым» и обязан смириться с тем, что младенец нуждается в ЕГО (!) маме больше, чем он. К тому же с малышом приходиться делить игрушки, комнату, родительскую заботу и любовь, то есть, всё, что до этого принадлежало лишь ему. Старшие дети чувствует себя одинокими, отвергнутым и нежеланными, при этом они не делятся переживаниями с родителями. Такое состояние способствует развитию ОРЗ и аденоидиту.
  • Сложности в отношениях с ровесниками и воспитателями/учителями, с адаптацией в детском саду, школе. Часто родители сталкиваются с тем, что малыш несколько дней посещает ДОУ, а после пару недель проводит на больничном (частые ОРВИ, герпес и даже обмороки), и так круглый год. И не во всех случаях причина связана с пониженным иммунитетом. Иногда, дети просто не хотят идти туда, где им тоскливо, плохо, страшно.
  • Отношения с матерью – это, как и дефицит внимания, так и гиперопека. В первом случае ребёнок главным образом лишен заботы и все возникшие сложности должен решать самостоятельно. Но такое бремя для детей не по зубам и в итоге состояние может трансформироваться в дисфункцию пищеварительной системы (диарея, тошнота, рвота и др.). Чрезмерная опека, контроль каждого шага, родитель буквально «душит» (до)школьника своим вниманием и любовью. Это способствует развитию нарушений работы дыхательной системы (бронхиты, хронический кашель, бронхиальная астма).
  • Завышенные ожидания, требования и планка, чрезмерная строгость мамы и папы вызывают чувство несостоятельности у ребёнка, страх не оправдать ожидания родителей. Помимо этого, взрослые часто подавляют эмоции ребенка, говоря что-то типа: «мальчики не плачут», «хорошие дети так себя не ведут» и т.п. Когда малыш скован в проявлении чувств, он не может выразить эмоции, это способствует развитию хронического ринита, кашля и ангинам. У таких детей чаще чем у других развивается заикание, сопровождаемое судорогами речевого аппарата, появляющегося от повышенного психомоторного возбуждения и мышечного перенапряжения гортани, лица и грудной клетки.

Это основные причины развития психосоматических расстройств. На самом деле их довольно много. Формируются и проходят они у всех детей по-разному. Это обусловлено восприимчивостью, эмоциональностью, умением бороться со стрессами и сложностями.

Диагностика психосоматических заболеваний

Конечно, не все педиатрические болезни носят психосоматический характер. Для того чтобы понять причины патологии нужно пройти полный медицинский осмотр. Если никаких явных нарушений не диагностировано, а патология приобретает хроническое течение, плохо поддается лекарственной терапии, связанны с какими-либо определенными событиями в жизни ребенка, маме и папе нужно подумать, не вызваны ли они психосоматикой реакцией. Поскольку в этом случае важно не терять время, определить и устранить причины. Если психосоматический симптом закрепится и станет шаблонной реакцией на стресс, то в результате это перерастет в полноценную самостоятельную патологию.

Если родитель отметил связь недомогания с какими-либо событиями (например, у малыша часто появляются головные болит перед контрольной работой в школе или, когда он после конфликта родителей на следующий день затемпературил). Бывает ребенок неосознанно «любит» болеть, поскольку может получить из этого скрытую выгоду (болею, значит, не надо вставать рано в школу, делать уроки, можно целый день «сидеть» в телефоне, мама разрешит съесть больше сладкого). Взрослым надо продумать также свое поведение, понять, что хочет донести ребенок.

Лечение

Важно понимать, что психосоматические нарушения – это не симуляция. Ребёнок в действительности болен. Проблему следует решаться комплексно:

  • Родители должны поговорить со своим чадом, помочь ему высказать переживания, выразить тревоги, подавленные эмоции, страхи. Маме и папе следует постараться больше не доставлять дискомфорт и не нервировать ребенка, обеспечить спокойную и доброжелательную семейную обстановку.
  • Педиатр и узкие специалисты должны подобрать верную медикаментозную коррекцию, которая поможет устранить физические недуги.
  • Детский психолог назначает психотерапевтическую коррекцию, чтобы устранить психогенные факторы, провоцирующие болезнь. То есть он поможет определить причину, проанализировать и проработать психологические трудности (до)школьника. При этом психологическая помощь не редко нужна не только ребенку, но и родителям.

Чтобы лучше понять состояние своего чада и продумать модель семейного поведения, воспитания, можно почитать книги о психосоматических расстройствах в детском возрасте:

  • «Психосоматика у детей. Звоночек для родителей» Крис Саммерс
  • «Любовь к ребенку» Януш Корчак
  • «Детская психосоматика. Как помочь детям расти здоровыми» Екатерина Тохтарова
  • «Уважение к ребенку» Януш Корчак
  • «Детская психосоматика. Почему болеют наши дети?» Наталия Дмитриева
  • «Психосоматика у детей. 9 шагов к здоровью» Ольга Шубенкова

Учредитель центра психологической поддержки - «Хронос», организатор центра телесной терапии и психосоматики. Более 12 является практикующим аналитическим, клиническим и детским психологом. Консультант федеральных телеканалов. Подробнее

{"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}
>