Детские страхи и фобии: причины и преодоление

  • Главная
  • /
  • Блог
  • /
  • Детские страхи и фобии: причины и преодоление
30 марта, 2021

Автор:

Детские страхи и фобии — частый запрос при обращении к психологу. Страхи и фобии могут являться не болезненным расстройством, а всего лишь возрастной нормой развития психики ребёнка. Но некоторые страхи и фобии возникают именно по причине, угрожающей безопасности, здоровью или жизни ребёнка.

Эмоции страха служат для ребёнка внутренним регулятором его поведения. Страх — это сигнал для психики про опасность. Сигнал служит для возникновения импульса повышенного внимания в разного рода опасных ситуациях. Существуют возрастные нормы распространенности детских страхов. Наибольшая чувствительность к возникновению страхов и фобий у детей появляется в возрасте 7 лет, так как происходит значительное расширение сферы его жизнедеятельности и социальных отношений.

Страх не зависит от возраста и половой принадлежности. 

Страх сам по себе обладает защитной функцией, но когда страх переходит в фобию, это приносит много дискомфорта в жизнь человека. 

Фобия — это чрезмерный страх чего-либо, состояние которое отягощает привычный уклад жизни человека. 

Фобии, как и страхи, частые спутники современного человека. Для выявления их причин и устранения лучше всего обратиться за помощью к специалистам психологу или психотерапевту!

Виды

Страх время от времени испытывает каждый человек, и это абсолютно нормальная реакция организма, которая часто является инстинктом самосохранения.

Страхи можно разделить:

  1. Нулевые страхи. Простые и понятные. Данный вид страхов присущ всем живым существам. Нулевые страхи обусловлены инстинктом самосохранения. 
  2. Реальные страхи (логически объяснимые). Такие страхи возникают на основе нового опыта и знаний, чаще влияют на нашу жизнь положительно, нежели отрицательно. 
  3. Иррациональные (невротические). У таких страхов нет логической причины. Чаще всего такими страхами маскируются другие эмоции, которые ребенок не может выразить.  

Также, выделяются следующие детские страхи:

  • Навязчивые, к ним относятся: страх высоты, страх закрытых или открытых пространств.
  • Бредовые страхи — это страхи, причину которых не удаётся найти. Например, ребёнок отказывается, есть какую-то конкретную пищу. Иногда, такого рода страхи могут быть сигналом о развитии психических заболеваний, например, аутизма. 
  • Сверхценные страхи, связанные с какой-то идеей. Возникли в определенной жизненной ситуации. К таким страхами относятся: страх отвечать у доски, страх темноты, страх сказочных персонажей. 
  • Ночные страхи. Группа фобических состояний, которые возникают во время сна. Такие сны характеризуются измененной формой сознания. 

Причины появления страхов:

Невротические страхи появляются на фоне психотравмирующего события. Они могут закрепиться в сознании ребёнка надолго, неблагоприятно сказываясь на его психоэмоциональном состоянии и развитии.

Поэтому главной причиной является психотравмирующее событие и страх, что оно может повториться.

Однако, часто детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей.

Более подробно о причинах:

  • Напоминание о возможном неприятном и пугающем ребёнка событии.
  • Увиденное или услышанное о пугающих событиях. 
  • Запугивание родителями разными несуществующими персонажами.
  • Особенности нервной системы ребёнка.
  • Испуг — основная причина страхов. Причины испуга.
  • Внезапный, громкий крик.
  • Паника, истерика одного из родителей.
  • Неожиданный укус или нападение животного.
  • Авария.
  • Погребение близких.
  • Жёсткие запреты и угрозы наказания.
  • Ограничения двигательной.
  • Чрезмерно развитая фантазия. 
  • Частые скандалы и конфликтных ситуации в семье. 
  • Социальное отвержение сверстниками. 
  • Подражание, когда кто-то из близких чего-то боится и ребёнок перенимает данный страх.
  • Чрезмерная тревожность и страхи родителей.
  • Чрезмерная забота. 
  • Неполная семья.

Классификация страхов по возрастам

Возрастные страхи возникают у большинства детей в определенном возрасте. Они быстротечны, возникают, как реакция на личностное и психическое развитие. Проходят такие страхи по мере развития ребенка.

С рождения до 1 года ребенок боится:

  • громких звуков;
  • незнакомых ему людей; 
  • высоты;
  • разлуки с мамой;
  • смены привычной обстановки. 

В возрасте от 1 до 3-х лет дети боятся:

  • получение травм;
  • природных явлений (грома, молнии, сильного ветра, грозы);
  • разлуки с родителями. 

Возрастные страхи от 3-х до 5 лет

Ребенок максимально эмоционален и чувствителен. Расширяется его сфера познания, активно развивается воображение. Характерный страх этого возраста: боязнь, что родители разлюбят.

В 5-7 лет ребенок боится:

  • своей смерти; 
  • родительской смерти;
  • ночных кошмаров;
  • уколов и больниц;
  • высоты, темноты, глубины; 
  • наказаний от родителей;
  • одиночества. 

В возрасте от 7 до 11 лет дети боятся:

  • Страх смерти близких людей; 
  • Страх плохих оценок;
  • Страх наказания;
  • Страх пожаров, ограблений, нападений.
  • НЕ оправдать ожидания родителей 

Как бороться?

  1. Беседа о страхе. Самое простое, что может помочь в борьбе со страхом, — беседа. Во время диалога, будьте спокойны, говорите неторопливо. Чем больше ребёнок расскажет о своем страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться. 
  2. Рассказ или сказка о страхе. Сочините вместе с ребенком сказку на тему его страха. Важно, чтобы в конце сказки был герой, который побеждает страх. 
  3. Рисунок страха. Методы арт-терапии очень эффективны в борьбе со страхом. После того, как ребёнок нарисует, можно сжечь или разорвать и выбросить рисунок страха. Хвалите ребенка, обращая его внимание на то, какой он молодец, что смог победить страх. 
  4. Определить источник страха.  Некоторые источники страха можно легко ликвидировать. Например, если ребёнок боится темноты, то на ночь можно зажигать ему маленький ночник. 
  5. Талисман для борьбы со страхом. Создайте, или пусть ребенок выберет какой-то предмет, который будет поддерживать его, когда ему будет страшно. 
  6. Похвала и поддержка. Повышение самооценки ребенка способствует устранению многих страхов. 
  7. Расскажите ребёнку о своих страхах и о том, как вы их преодолевали. 
  8. Придумайте защитный ритуал. Например, «защитника от страхов»: плюшевого мишку или какие-то волшебные слова. 

Важно! 

  • Не действуйте с помощью силы, это усугубит страх ребёнка.
  • Не стыдите ребенка за проявление страха. 
  • Ликвидируйте внешние фрустрирующие факторы.

Психотерапия детских страхов

Преодоление страхов считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Смелость же — это черта характера, которую можно развивать благодаря поддержки родителей. Нельзя оставлять без внимания жалобы ребёнка. Важно отнестись к ним с пониманием, даже если вам кажется, что страх, который он описывает, беспочвенный.

Если чувствуете, что помочь ребёнку, справиться с его страхом не получается, лучше обратитесь к психологу. 

Часто детские страхи считают временным и проходящем с возрастом явлением. Однако, подавленный, не принятый и не разрешеный детский страх во взрослой жизни может обернуться неврозом или психосоматическими заболеваниями!

Конечно, самый действенный метод борьбы со страхом — это психотерапия. Главное условие выбора метода — учитывать желания и предпочтения ребёнка.

Самые эффективные методы психотерапии в борьбе со страхами у детей: 

Сказкотерапия. Психолог вместе с ребёнком придумывает историю про беспокоящий его страх, и помогают через сказочные образы найти способ его побороть. Также помогает чтение сказок. Необходимо подбирать сказки таким образом, чтобы они соответствовали детскому страху. Подавать их следует так, чтобы ребёнок смог ощутить себя храбрый и сильным. 

Игротерапия. Игра — доминирующий вид деятельности в детском возрасте. Играть в кабинете психолога максимально безопасно, и это помогает ребенку получить новый опыт справляться со своим страхом. 

Песочная терапия. Дети любят песок, он притягивает ребенка, как магнит, своей возможностью принимать разные формы. Работа с песком — это отличный инструмент, который помогает реализовать скрытые ресурсы ребёнка. Песок является способом проявления внутреннего символизирует психики. 

Танце-двигательная терапия. Это метод, в котором танец выступает, как инструмент психокоррекции разного рода психологических сложностей. Танец способен интегрировать эмоциональное и физическое состояние. Это приятный и увлекательный метод работы с детскими страхами. 

Диагностика

Дети не умеют и часто бояться рассказывать о своих страхах. Но их проявления можно легко заметить, наблюдая за поведением ребенка, анализируя его рисунки, сказки, сновидения, игры. 

Варианты диагностики:

  1. Рисование на заданную или произвольно тему. 
  2. Попросить придумать и рассказать сказку о своём страхе. 
  3. Доверительная беседа. 
  4. Опросники. Стандартизированные методики, ориентированы на исследование детских страхов. 
  5. Проективные методы диагностики. Методики с отсутствием структурированных вопросов и ответов, рисуночные методики, диагностические сказки. 

Методы диагностики подбираются по возрастным критериям, целям и задачам диагностики, а также с учетом особенностей развития ребёнка. 

Конечно, максимально достоверную и полную информацию про страхи, их причины и способы коррекции можно получить, посетив консультацию психолога. Если Вы заметили нервозность, капризность или явное  проявление страхов у своего ребёнка, запишитесь на консультацию к специалисту.  

Прогноз

Большинство страхов ребенок со временем «перерастает». При правильной родительской и психотерапевтической помощи есть высокая вероятность благоприятного исхода при работе по устранению страхов.

Об Авторе

Психолог, преподаватель психологических дисциплин, гештальт-терапевт и арт-терапевт. Более 7 лет ведет частную практику в качестве психолога. Также является сотрудником центра психологической поддержки и пет-терапии "Хронос". Автор более 35 статей по психологии.
Подробнее

{"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}
>