Top.Mail.Ru
+7 495 104 31 51
Адреса

м. Павелецкая, ул. Кожевнический проезд, дом 3, этаж 5

м. Курская, 3й Сыромятнический пер., дом 3/9 стр. 1, этаж 2

с 10:00 до 22:00 | без выходных

Адреса

м. Павелецкая, ул. Кожевнический проезд, дом 3, этаж 5

м. Курская, 3й Сыромятнический пер., дом 3/9 стр. 1, этаж 2

с 10:00 до 22:00 | без выходных

Что делать, если ребенок стесняется

20.06.2025

Что делать, если ребенок стесняется
Галина Черкасова

Автор:

Галина Черкасова

0 Комментариев

Представляя ребенка, чаще всего в голову приходит образ шумного, непоседливого малыша, который постоянно бегает, играет и задает по сотни вопросов в минуту. Однако не все дети такие. Некоторые растут очень спокойными и вдумчивыми. Они не проявляют таких ярких эмоций, предпочитают молча слушать. Если это поведение с рождения, является признаком двух типов личности — меланхоличного или флегматичного. Если же поведение изменилось под воздействием внешних факторов, нужно разбираться с ними. 

В целом, в том, что ребенок стеснительный, нет ничего плохого. Это может быть врожденной чертой характера, которая в некоторых ситуациях даже помогает. Например, такие люди оказываются более сосредоточенными на уроках или хорошими слушателями. Но также стеснительность может и сильно мешать. Особенно в детском возрасте, когда, напротив, предполагается активность и непосредственность. Тем более с возрастом скромный ребенок может вырасти в замкнутого подростка и взрослого, что уже будет мешать социальному проявлению. Поэтому в статье разбираемся, что делать родителям, чтобы ребенок меньше стеснялся. 

Природная застенчивость или проблема? 

Главный вопрос в том, нужно ли вообще исправлять стеснительность ребенка. Некоторые родители через чур проявляют свою заботу и опекунство, считая, что если малыш не такой активный, как остальные, с ним что-то не так. Но нужно понимать, что все люди разные, а темперамент и базовые черты характера способны проявляться еще в детском саду в возрасте 3 — 4 лет.


Специалисты-психологи центра “Хронос” являются ведущими практикующими психологами с опытом работы более 10 лет.

img img img img img img img img img img
Наши специалисты прошли длинный и глубокий путь становления в профессии, имеют диплом о высшем психологическом образовании, а также дополнительное профессиональное образование в разных областях психологии.

Комплексный и интегративный подход к образованию и профессиональному становлению наших специалистов обеспечивает гарантию профессионализма и опыта. Именно поэтому наши психологи наиболее эффективны в решении разного уровня сложности запросов и ситуаций, с которыми обращаются клиенты.

У всех практикующих психологов нашего центра есть опыт личной терапии и профессиональной супервизии более 10 лет. В практике специалистов центра “Хронос” множество успешных случаев работы с самыми сложными запросами клиентов.

Записавшись на прием в наш центр, Вы сэкономите время, ресурсы, свою энергию и 100% получите конструктивное и лучшее решение Вашего запроса.

Как же отличить здоровую стеснительность от проблемы? Постарайтесь узнать (или понаблюдать, если он совсем маленький), доволен ли он, что имеет только одного близкого друга или не играет со всеми ребятами вместе. Если сын или дочь спокойны, не выражают тревожности, вероятно, их все устраивает и это просто меланхоличный или флегматичный темперамент. Если же ребенок говорит или показывает, что хотел бы общаться со всеми, но боится, не знает как, тревожится, это сигнал к тому, что стеснительность мешает социальному развитию, а значит, с ней нужно что-то делать. 

Признаки того, что стеснительность нормальна и не требует коррекции:

  • ребенок выглядит спокойным, общаясь только с 1 — 2 друзьями из большой компании;
  • ребенок не испытывает больших проблем с тем, чтобы завести разговор, когда это действительно нужно;
  • ребенок не завидует, не говорит о том, как хорошо было бы гулять с другими ребятами.

Признаки того, что стеснительность требует коррекции:

  • ребенок говорит или показывает, что хотел бы общаться с другими ребятами, но не может;
  • ребенок испытывает большие затруднения в том, чтобы познакомиться с кем-то, начать общение, хотя явно этого хочет;
  • ребенок выглядит тревожным в обществе. 

Какие причины могут быть у излишней застенчивости 

Если стеснительность — это не природная черта характера, то на ее формирование должно было что-то повлиять. Возможно различные «сценарии», но рассмотрим самые распространенные из них:

  1. Влияние таких же стеснительных родителей. Дети в малом возрасте неосознанно подражают папе и маме во всем. Если один или оба родителя проявляют яркие черты тревожности, замкнутости, необщительности, это может передаться и ребенку. Он будет считывать поведение мамы или папы, как «правильное», хотя на самом деле это и у взрослых есть некоторые проблемы с зажатостью в обществе. 
  2. Некорректное воспитание. Замкнутость в детском возрасте — это часто последствие неправильных методов воспитания, например, слишком строгих. Если родители запрещают проявлять эмоции, ругают за любое отклонение от установленных правил, ребенок станет зажиматься, все больше стесняться. Это будет еще заметнее в незнакомом обществе. 
  3. Психологические травмы.  Нередки случаи, когда ребенок становится излишне стеснительным после какого-то травмирующего события. Например, после конфликтов со сверстниками. Но это происходит уже в более осознанном возрасте, как минимум, в начальных классах школы. 

Точную причину того, почему мальчик или девочка ведут себя слишком застенчиво, назвать сложно. Лучше обратиться за помощью к детскому психологу или психотерапевту.

Почему стеснительность может быть вредной? 

Даже природная застенчивость в определенных ситуациях оказывается очень вредной. Но особенно она мешает в раннем детском возрасте, когда происходит формирование основных паттернов поведения в обществе. Какие последствия могут быть:

  • низкая социальная адаптивность. Ребенок оказывается неподготовленным к разным общественным ситуациям, не до конца понимает, что нужно делать. В социуме будет вести себя нерешительно, тревожно, постоянно чего-то опасаясь;
  • отсутствие или недостаток общения. Стеснительные дети обычно все же находят себе 1 — 2 друга. Некоторые исследования даже показывают, что их дружба гораздо теснее, чем у тех, у кого нет такой проблемы. Однако бывает и так, что стеснительность мешает вообще завести близких друзей. Как результат — нехватка общения, что ведет к печальным последствиям для психики ребенка и подростка. Также, может усугубить неуверенность в себе;
  • слабые успехи в школе. Из-за стеснительности дети часто меньше проявляют себя на уроках. Они могут переживать, что дадут неправильные ответ, бояться переспросить что-то непонятное у педагога и так далее. Все это не идет на благо успеваемости, а главное — пониманию предмета. Особенно плохо дела могут обстоять с предметами, которые ведут строгие учителя. При них застенчивость становится еще более сильной;
  • меньше возможностей проявить себя и свои таланты. Стеснительность не позволяет ребенку попробовать себя в разных видах творчества, спорте, академических предметах. Из-за плохих навыков социального взаимодействия дети не решаются записаться в интересующий их кружок или начать выступать публично. Хотя вполне вероятно, что в них заложен большой потенциал;
  • формирование низкой самооценки. Все вышеперечисленное в комплексе с возможными конфликтами со сверстниками приводит к тому, что у ребенка еще в начальных классах формируется заниженная самооценка. Он ощущает себя хуже других только потому, что не способен также активно себя вести в обществе. Последствия низкой самооценки для подростка и взрослого человека очевидны: сложности в общении, недооценка своих сил, выбор не той профессии и многое другое. 

Поэтому чрезмерная стеснительность, если она не является комфортной и нормальной для ребенка, — большая проблема, которую нужно решать. 

Как справиться со стеснительностью ребенка: советы детского психолога 

1. Поощряйте инициативу со стороны ребенка

Чтобы сделать ребенка менее стеснительным, нужно показать, что его идеи, слова, поступки важны и заслуживают внимания. Для этого постарайтесь давать больше свободы действий, разрешайте выбирать, иметь свое слово по разным поводам. И обязательно учитывайте то, что хочет дочь или сын. Чрезмерная застенчивость, помимо прочего, формируется при очень строгом воспитании, когда мнение ребенка не значит ничего. Поэтому разрешайте дочке или сыну проявлять себя и свои желания без жестких ограничений. 

2. Помогите понять, что ошибки допускают все и это нормально

Одна из причин стеснительности — боязнь допустить ошибку и получить за это наказание. Детям оказывается проще «молча сидеть», чем рисковать. Но это деструктивная тактика. Вам нужно показать, что ошибки — это не что-то страшное, их неизбежно совершают все люди. 

Покажите, что на небольших провалах можно многому научиться. Обязательно акцентируйте внимание на то, что не будете наказывать и ругать за допущение ошибок во время инициативы ребенка. Так, например, он будет менее стеснительными на уроках, станет чаще поднимать руку и отвечать. Естественно, свое обещание об отсутствии наказания за ошибки нужно соблюдать. Хорошим вариантом также может быть собственный пример того, что взрослые тоже допускают ошибки и это нормально.

3. Подавайте пример смелой позиции в обществе

Как уже говорилось, одна из причин сильной застенчивости ребенка — это родительский пример. Если мама или папа демонстрируют яркую неуверенность и замкнутость в себе в обществе, это перенимают и дети. Постарайтесь разобраться в себе и показывать положительный пример сильного, смелого человека в обществе. Конечно, не нужно «перекраивать» свой характер, если стеснительность — ваша черта личности. Постарайтесь прибегать к большей уверенности в тех случаях, когда действительно нужно общественное взаимодействие. Вы можете оставаться тихим, спокойным, но уже уверенным человеком. 

4. Больше хвалите, меньше ругайте 

Снова про проблемы в воспитании ребенка. Многие родители считают, что, чтобы малыш вырос сильным, ответственным человеком, его нужно критиковать и наказывать за промахи. Они считают, что это закаляет характер. Однако психология говорит об обратном. В большинстве случаев излишняя критика со стороны самых близких приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе, социальным страхам, излишней стеснительности. 

Гораздо лучше воспитывать в позитивной среде, где слышно больше приятных, а не уничижительных слов. Акцентируйте внимание на успехах ребенка, говорите и показывайте, какой он молодец. 

5. Не сравнивайте ребенка и его успехи с другими детьми 

Низкая уверенность в себе и стеснительность могут развиться из-за постоянного сравнения с другими детьми. Это деструктивная модель поведения и во взрослом возрасте. Родителям нужно понимать, что все дети разные, находятся в разных условиях. А что происходит в чужих семьях — вообще неясно. Поэтому сравнивать не только деструктивно, но и не логично. 

Сравнение в детстве приводит к тому, что подросшие дети уже самостоятельно проводят параллели со своими сверстниками. Почти всегда не в пользу себя. Они начинают больше переживать, ощущают тревогу и сильный стресс, потому что в чем-то проигрывают, опаздывают, недостаточно хороши. В итоге это может привести к куда большим последствиям для психики, вплоть до нарциссического расстройства личности. 

6. Помогите ребенку найти новых друзей и знакомых 

Иногда для борьбы со стеснительностью малыша достаточно просто подтолкнуть его к новым знакомствам. Проще всего сделать это через дополнительные кружки по интересам. Узнайте, чем бы ребенок хотел заниматься, или предложите уже готовые варианты. В среде секций по интересам дети обычно проще находят общий язык, потому что у них уже есть что-то общее. 

Еще один вариант — это познакомить ребенка с детьми ваших друзей или родственников примерно того же возраста. Близость родителей обычно сближает и их детей, поэтому высока вероятность, что ребята смогут подружиться. В любом случае, это подарит важный социальный опыт общения, научит меньше бояться и стесняться других людей. 

7. Практикуйте социальные сценарии в безопасной обстановке 

Более серьезную стеснительность и замкнутость ребенка нужно прорабатывать через практику, но только в безопасном, привычном месте. Вы можете проигрывать известные социальные сценарии, примеряя на себя разные роли. Если «тренировки» проходят в безопасности и знакомом месте, ребенок будет чувствовать себя более уверенно. Тем более, рядом с родителем. Он выработает в себе необходимые паттерны поведения и мышления, будет меньше опасаться ситуаций, которые уже проигрывал вместе с мамой или папой. Примеры таких сценариев:

  • «Магазин»: ребенок выступает в роли покупателя, а родитель в роли продавца. Научит базовым навыкам совершать покупки и общаться с незнакомым человеком, спрашивать, просить то, что нужно купить и т.д.;
  • «Школа»: ребенок выступает в роли ученика, а родитель в роли педагога. 

Еще лучше, если во время этих игр периодически меняться ролями. Например, сначала родитель является продавцом или учителем, а затем ребенок. Так, он поймет социальную ситуацию с разных сторон, что снизит страх и тревожность перед реальными случаями.

Галина Черкасова

Галина Черкасова

Учредитель центра психологической поддержки - «Хронос», организатор центра телесной терапии и психосоматики. Более 12 является практикующим аналитическим, клиническим и детским психологом. Консультант федеральных телеканалов.

Подробнее
0 комментариев

>