Страхи преследуют людей на протяжении всей жизни. Вне зависимости от возраста, социального статуса, пола, все мы чего-то опасаемся. В раннем детстве — это чудовища и монстры из-под кровати, в школьный период — это страх, что родители узнают о «двойке» по математике, в подростковый — страх невзаимной влюбленности. Во взрослом возрасте опасения становятся обычно более серьезными, связанными с реально опасными, сложными ситуациями: потерять близкого человека, заболеть онкологией, если есть предрасположенность, остаться без финансов и так далее.
Несмотря на то, что страхи абсолютно нормальны, они портят нам жизнь. Не дают наслаждаться ей в полной мере, ограничивают, вызывают тревогу. Иногда развиваются фобические расстройства, когда психика уже не справляется со стрессом по поводу опасений. Поэтому с сильными и устойчивыми страхами нужно бороться, и лучше начинать это делать еще в детстве.
Специалисты-психологи центра “Хронос” являются ведущими практикующими психологами с опытом работы более 10 лет.










Комплексный и интегративный подход к образованию и профессиональному становлению наших специалистов обеспечивает гарантию профессионализма и опыта. Именно поэтому наши психологи наиболее эффективны в решении разного уровня сложности запросов и ситуаций, с которыми обращаются клиенты.
У всех практикующих психологов нашего центра есть опыт личной терапии и профессиональной супервизии более 10 лет. В практике специалистов центра “Хронос” множество успешных случаев работы с самыми сложными запросами клиентов.
Записавшись на прием в наш центр, Вы сэкономите время, ресурсы, свою энергию и 100% получите конструктивное и лучшее решение Вашего запроса.
Чего боятся дети разного возраста
Возрастная психология и исследования показывают, что в зависимости от возраста дети боятся примерно одних и тех же предметов, сущностей, явлений и так далее. Самые частые примеры:
- Очень раннее детство (1 — 3 года). Чаще всего, актуальны страхи жутких сказочных персонажей или героев мультфильмов, а также громких звуков, оставления без родителей, боли.
- Раннее детство (3 — 5 лет). Сохраняется страх одиночества и физической боли. Однако на передний план выходит боязнь темноты, монстров и замкнутых пространств.
- Начало школьного периода (5 — 7 лет). На особое место выходит страх смерти. Часто пугают сны, в которых умирает кто-то из близких или он сам. В психике начинает формироваться понимание концепта жизни и смерти, времени и пространства. Также, именно в этот период заканчивается так называемый «наивный» период. Ребенок осознает смертность, поэтому больше не верит в бессмертных сказочных персонажей. Вообще, тема проработки страха смерти в этом возрасте очень распространена.
- Младший школьный возраст (8 — 11 лет). Продолжается страх смерти родителей. Ребенок в этом возрасте уже способен сформировать самооценку, поэтому опасается не соответствовать каким-то нормам общества, ошибиться, сделать что-то неправильно и понести наказание.
- Средний школьный возраст (11 — 14 лет). Страхи физиологических изменений тела (из-за начала переходного периода). Может продолжаться страх смерти родителей или самого себя, но уже в конкретной форме, например, страх умереть в пожаре, боязнь нападения вооруженных преступников и так далее. Постепенно добавляются социальные опасения: не найти друзей в новой школе, быть отвергнутым, не вписываться в стандарты красоты и пр.
Могут быть и особые страхи в зависимости от внешних факторов. Например, если ребенок в раннем детстве сильно обжегся, высока вероятность, что и в 3, и в 7, и в 12 лет он будет бояться огня и горячих предметов. Также, некоторые страхи, которые обычно присущи детям, не проходят во взрослом возрасте: боязнь закрытых пространств или смерти родителей. Это означает, что они не были в достаточной мере проработаны, а со временем только укрепились.
Причины страхов у детей
Существует множество факторов, которые могли привести к тому, что у ребенка развился сильный страх. В раннем детстве это почти всегда результат некорректного родительского воспитания, но возможны и другие ситуации. Самые частые причины:
1. Влияние семьи и воспитания
Самая частая причина того, что у ребенка сформировался стойкий страх в раннем возрасте — это неправильное воспитание. Причем оно может быть некорректным в разные стороны: от гиперопекающих родителей до игнорирования ребенка и его проблем. Примеры, когда родители могли сами спровоцировать детские страхи:
- плохие отношения между родственниками внутри одной семьи: замкнутость, отсутствие эмоциональной близости, конфликты;
- собственные сильные страхи и тревоги у родителей или других «значимых взрослых». Дети легко замечают такие особенности в поведении своей мамы или папы. Пусть и неосознанно, могут перенимать паттерн поведения на себя;
- напоминание и насмешки относительно того, что ребенок пугливый, повел себя «глупо» в какой-то нестрашной (для взрослых) ситуации. Такое отношение к фобиям детей только усугубляет их чувство тревоги;
- слишком строгое воспитание. Обычно влияет на то, что ребенок не может честно признаться, рассказать родителям, что чего-то боится. Как результат — неэффективно борется со страхом самостоятельно;
- постоянное присутствие объекта страха рядом. Например, родители отказываются убрать пугающую куклу или не разрешают включать свет на ночь. Это провоцирует только еще больший страх и даже панику;
- «запрет» на эмоции в семье. В некоторых семьях принято сдерживать все эмоции в себе. Особенно это касается «негативных» проявлений. Поэтому ребенок не может ярко прожить свой страх (закричать, заплакать и т.д.), а значит, он его не преодолевает;
- одиночество ребенка в семье. Если малышом никто не занимается, он будет ощущать заброшенность и ненужность. Не с кем поделиться проблемами и страхами, они становятся все сильнее и сильнее. Некоторые дети даже придумывают собственных чудищ, только чтобы не оставаться в одиночестве;
- гиперопекающее поведение со стороны взрослых. Ситуация, когда родители всеми силами оберегают сына или дочь от «угроз» внешнего мира. Они не дают ему столкнуться с нормальными случаями, адаптироваться и выработать в себе защитные паттерны поведения. Поэтому ребенок оказывается не готовым к столкновению с реальными проблемами, боится даже небольшие трудности.
2. Психологические травмы
Часто страхи детей оказываются вполне обоснованными — раньше их действительно напугал какой-то предмет или явление. Несколько примеров:
- Болезненный укол или пугающие звуки в медицинском кабинете — теперь ребенок боится уколов и врачей.
- Даже небольшой ожог в раннем возрасте — теперь ребенок боится огня и горячего.
- Очень громкий неожиданный лай собаки — теперь ребенок боится собак.
- Стал свидетелем похорон кого-то из близких в раннем возрасте — теперь боится смерти или того, что с ней связано, например, кладбищ.
- Ребенок стал свидетелем или сам попал в аварию — теперь боится машин, ездить.
Ситуация психологических травм можно назвать очень много. Главное, чтобы этот случай оказал большое влияние на психическое состояние ребенка. У взрослых людей это работает примерно также, но требуется что-то действительно шокирующее. Для детей же достаточно одного небольшого, негативного опыта (укуса насекомого, болезненный укол), чтобы сформировался яркий страх.
3. Особенности личности на физиологическом, психическом и генетическом уровнях
Исследования показывают, что некоторые дети оказываются более предрасположенным к пугливости и стойким страхам, чем другие. Это обусловлено особенностью их личности, физиологического развития и генетикой. Например:
- возраст. Чем младше ребенок, тем проще и чаще его можно напугать;
- пол. Девочки в младшем возрасте обычно более пугливы, чем мальчики;
- результат потрясений матери во время беременности. Если, будучи «в положении», она пережила сильно травмирующую ситуацию, ребенок может оказаться более пугливым;
- органические заболевания головного мозга;
- психические расстройства;
- сверхчувствительный тип нервной системы;
- генетическая предрасположенность. Связь с генетикой не так хорошо доказано, но вполне возможна;
- низкий уровень физической активности.
Какие еще причины могут быть:
- Влияние просмотра фильмов, мультфильмов, сериалов и прочего с пугающим содержанием. Особенно перед сном.
- Слишком развитая фантазия.
- Плохая социальная адаптация к незнакомым местам.
- Хронический стресс и тревожность ребенка, например, если он растет в деструктивной семье.
- Неправильный образ жизни: преобладание сладкого в рационе, прием кофе или энергетических напитков, отсутствие четкого режима сна и бодрствования.
Как помочь ребенку преодолеть страхи: советы детского психолога
1. Проявить сострадание к тому, кого боится ребенок
Это психологический прием от обратного. Нужно дать понять ребенку, что то, что его пугает, на самом деле безобидное, совсем нестрашное. Но сделать это так, чтобы не обесценить чувства сына или дочери. Хорошим вариантом будет проявить сострадание, жалость. Например, если малыш боится паука, пожалеть, сказать, как же ему одиноко только потому, что тот выглядит непривычно для людей. Так, ребенок переймет эмпатию, которую проецирует родитель, и тоже станет жалеть паучка, а значит — отступит страх.
2. Дать понять, что страхи — это нормально, они есть у всех
Еще один действенный вариант избавить ребенка от страха — это показать, что взрослые тоже чего-то боятся, но справляются. Расскажите, честно признайтесь о своих «пугалках» в детстве и о том, чего вы опасаетесь сегодня. Обычно у взрослых тоже есть парочка не слишком серьезных вещей. Возможно, ваш ребенок как раз и посчитает то, что боитесь вы, не страшным. Например, у вас фобия бабочек, а для детей это красивые, очаровательные существа.
Через этот прием вы показываете, что готовы выслушать и поддержать. Показываете, что понимаете ощущения ребенка.
3. Придумать «оберег» от страхов
В игровой форме можно придумать, как защититься от монстров, чудищ или других опасностей, которые присутствуют только в фантазии ребенка. Например, создайте вместе с сыном или дочерью волшебный «ловец снов» и повесьте над кроватью. Важно придумать какую-нибудь сказочную историю, которая бы описала его чудодейственные свойства. Этот «ловец снов» станет оберегом от ночных кошмаров или пугающей темноты.
4. Проводить ролевые игры, в которых «страхи» всегда проигрывают
Попробуйте играть с ребенком в ролевые игры с участием их «страхов». Например, представьте, что одна из игрушек — это то самое чудовище, которое является малышу по ночам. Разыграйте сценку так, чтобы монстр всегда оказывался в проигрышной позиции, показывайте, насколько он на самом деле слабый и нестрашный.
5. Нарисовать «страх» и посмеяться над ним
Этот прием хорошо подходит для детей, которые не хотят или не могут точно описать свой страх. Вместо этого они смогут его зарисовать, наконец, обличив для родителей. Далее совместно нужно обсудить нарисованного монстра. Придумайте, чем можно дополнить рисунок, чтобы сделать его смешным.
Психологическая практика показывает, что смех — лучший способ защиты от страха. Это более сильная и яркая эмоция, которая способна заменить собой негативное мышление.
6. Объяснять все новое, что происходит с ребенком или окружающим его миром
Один из факторов развития боязни обыденных вещей по типу похода в больницу — это неизвестность. Дети, да и многие взрослые, боятся идти и делать то, что они не умеют, в чем не развиваются, чего никогда не видели. В младшем возрасте неизвестность ощущается особо остро, потому что социальный опыт минимален. Например, в 3 года ребенок вряд ли успел посетить много разных мест. Его жизнь, по большей части, фокусируется на доме и детском садике.
Перед тем, как идти в новое, потенциально страшное для дочки или сына место, объясните, что и почему там будет. Также, предупредите ребенка заранее о планах пойти куда-то, чтобы было время морально подготовиться.
Например, так обязательно следует делать перед походом к врачу. Хорошей идеей будет разыграть дома сценку, имитирующую происходящее в медицинском кабинете. Так сын или дочь будут подготовленными, хотя бы примерно понимать, что их ожидает.
Когда нужно обращаться за помощью к специалисту?
К детскому психологу или психотерапевту стоит обращаться, если страх мешает нормальной жизни и развитию ребенка. Например, он перетекает в острую фобию.
0 Комментариев