Страх — очень сильное и достаточно неприятное чувство, с которым сталкивается каждый человек. Оно считается обязательной, важной частью человеческой психики. Именно благодаря здоровому страху, опасениям люди на протяжении всей истории сумели выжить, адаптироваться и развиться. Это чувство напрямую связано с инстинктом самосохранения. Если есть риск опасности, психика «включает» защитный механизм — страх, который останавливает, заставляет несколько раз подумать перед тем, как что-то сделать.
Согласно современной науки, это чувство формируется еще в раннем детстве. Даже младенцы способны напугаться, например, громких звуков. С возрастом страхи меняются, но остаются характерные фобии в зависимости от периода. В статье рассказываем, что боятся дети в 4 — 6 лет, когда стоит «бить тревогу», и как помочь ребенку стать смелее и увереннее.
Специалисты-психологи центра “Хронос” являются ведущими практикующими психологами с опытом работы более 10 лет.
Комплексный и интегративный подход к образованию и профессиональному становлению наших специалистов обеспечивает гарантию профессионализма и опыта. Именно поэтому наши психологи наиболее эффективны в решении разного уровня сложности запросов и ситуаций, с которыми обращаются клиенты.
У всех практикующих психологов нашего центра есть опыт личной терапии и профессиональной супервизии более 10 лет. В практике специалистов центра “Хронос” множество успешных случаев работы с самыми сложными запросами клиентов.
Записавшись на прием в наш центр, Вы сэкономите время, ресурсы, свою энергию и 100% получите конструктивное и лучшее решение Вашего запроса.
Страхи у детей — это нормально
Каждый человек должен быть способным испытывать страх в ситуациях, которые к этому подводят. Абсолютно нормально и даже полезно бояться громко лающую собаку или открытого источника огня. Эти факторы могут оказаться действительно опасными, причинить боль, физический вред и так далее. Взрослые люди обычно эффективно справляются с инстинктом самосохранения. Они руководствуются накопленным опытом. Знают, как себя повести, чтобы обезопасить. Уровень тревоги снижается, если личность уже сталкивалась с подобной ситуацией, знает технику безопасности, правила поведения и так далее. Но ребенку в возрасте 4 — 6 лет все это еще неведомо. А страхи имеются.
Для детей различные боязни еще более характерны, чем для большинства взрослых. И это нормально. Во-первых, у ребенка гораздо более «бурное» воображение. Оно может провоцировать появление несуществующих страхов, например, монстра под кроватью. Во-вторых, у детей слишком маленький опыт, чтобы понять, чего действительно стоит опасаться, а что безвредно или нереально, как то же выдуманное чудовище в спальной комнате.
Виды детских страхов
Однако не все страхи в детстве считаются психологами нормальными. Помимо возрастных, существуют и другие группы, которые уже могут оказывать негативное влияние на психику малыша, его развитие и всю будущую жизнь. Основная классификация детских переживаний:
- Возрастные страхи. Характерные для детей разного возраста переживания, которые психологами считаются нормальным этапом взросления. Содержание и «природа» таких страхов лежит в психических особенностях, изменениях личности, начиная с младенчества и заканчивая подростковыми годами. Как правило, бороться с возрастными особенностями необязательно. Исключение — если они перетекают в фобии, становятся слишком сильными, мешают нормально жить и развиваться.
- Неестественные фобии. Это очень сильные, стойкие страхи. Могут как быть, так и не быть связанными с возрастными особенностями психики. В первом случае, это нормальные страхи, «выкрученные» на максимум. Во втором — неестественные для малышей устойчивые опасения, которые сформировались из-за негативного опыта, примера, психологической травмы и прочих факторов. С любыми фобиями необходимо работать с психологом или психотерапевтом. Если с ними не разобраться сразу, в раннем возрасте, в дальнейшем бороться будет сложнее.
- Страхи,являющиеся частью психического или неврологического расстройства. Многие болезни ментального здоровья сопровождаются стойкими переживаниями. Помимо фобического расстройства, существует еще ряд проблем, которые могут вызывать чрезмерное количество или силу страхов. Обратить особое внимание стоит на то, какими еще симптомами сопровождается фобия: расстройства сна (бессонница, постоянное пробуждение, прерывистость ночного отдыха, сонливость и др.), раздражительность, агрессивность, нервные тики и некоторое другое.
При подозрении на второй или третий описанный тип страхов у детей обязательно стоит проконсультироваться с профессионалом. Важно разобраться с проблемой, как только она появилась, чтобы уже выросшему человеку не пришлось долго и сложно заниматься в психотерапии. Однако и первый (здоровый) вариант страхов у ребенка может потребовать помощь, но уже на уровне родительской поддержки.
Основные причины, почему ребенок боится
Ни один страх не формируется «просто так». Даже здоровые возрастные переживания всегда имеют какую-то причину. Чаще всего, ей оказывается негативный опыт в прошлом, который показал, что определенное существо или ситуация может оказаться неприятной, болезненной, раздражающей и так далее. Но существуют и другие факторы развития стойкого страха. Рассмотрим самые частые причины:
- негативный опыт, который повлек за собой психологическую травму. Это может быть столкновение с любым неприятным, даже малозначимым событием. В совсем юном возрасте каждая мелочь может возводиться в абсолют и представляться самой страшной и важной. Например, простая потеря опоры под ногами при пропуске ступеньки вполне приводит к тому, что ребенок боится лестниц. А появление маленького паучка на руке — к устойчивой арахнофобии, даже если не было факта укуса. Такие травмирующие события не сильно влияют на психику человека, но вызывают стойкие ассоциации каких-то явлений или существ с болью, неприятными ощущениями и прочими негативными чувствами. В последствие ребенок будет опасаться пауков или с сомнением смотреть на лестницы. Подобная психологическая травма является самой распространенной причиной формирования «разумных» страхов у детей разного возраста. Многие взрослые даже могут вспомнить, в какой конкретно момент они начали бояться тех же пауков или пчел;
- нагнетание со стороны родителей или других взрослых. Переживающие мама с папой часто пытаются уберечь ребенка от всех бед окружающего мира. Чтобы малыш послушался и не ходил туда, где опасно, могут использоваться «пугалки». Используются выдуманные или реальные, но утрированные образы, используются персонажи сказок или мультфильмов. Все, чтобы отвадить малыша заниматься чем-то потенциально опасным. Однако выдуманность образа «Бабайки» или Бабы-яги понимают только взрослые. Ребенок же может искренне в них поверить, из-за чего у него формируется страх. В подавляющем большинстве случаев такой тип переживаний проходит самостоятельно через пару лет взросления;
- деструктивный пример родителей или других авторитетных взрослых. Чаще всего, это касается по натуре высокотревожных людей. Они неосознанно транслируют свои постоянные страхи ребенку, а он их «впитывает». Такие страхи имеют уже более рациональный и бытовой характер. Распространенный пример «передачи» фобии ребенку — это боязнь вирусов и болезней. Малыш как и его отец или мать становится слишком мнительным и опасливым, боится выйти на улицу в холод, дотронуться до чего-то в общественном транспорте и так далее;
- психическая предрасположенность к развитию фобий. Задержка развития, наличие психических или неврологических расстройств, а также просто некоторые личностные особенности могут стать провоцирующим фактором при формировании устойчивых страхов. Также большую роль играет неуверенность в себе, чрезмерная стеснительность;
- хорошо развитое воображение. Вообще у всех детей в определенном возрасте должна развиваться способность выдумывать, представлять что-то новое. Однако у некоторых детей воображение заходит слишком далеко. Настолько, что придуманные монстры и чудовища становятся реальными. Это же сочетается с отсутствием практического жизненного опыта. Ребенок действительно не отличает собственные выдумки от настоящего;
- влияние образов из художественных произведений. Мультфильмы, сказки и особенно фильмы ужасов провоцируют развитие и без того бурной фантазии. Ребенок перенимает страшные образы из поп-культуры. Может настолько сильно ими впечатлиться, что начнет видеть персонажей у себя в шкафу или темноте ванной комнаты.
Характерные страхи в 4, 5 и 6 лет
Современная возрастная психология изучает особенности психического, эмоционального и личностного развития ребенка на каждом этапе, начиная с самого рождения. Ученые давно сумели определить, что характерно для того или иного периода, когда формируется самооценка, какие кризисы возникают и почему. Помимо прочего, были определены и страхи, которые более или менее характерны для детей разной возрастной группы. Подробнее поговорим о дошкольниках с 4 до 6 лет:
- в 4 года у ребенка начинает бурно развиваться фантазия, благодаря образному мышлению. Это главное, что влияет на вероятность и характер возникновения фобий. Типичные страхи в этот период: темнота, замкнутое пространство, что-то новое, выдуманные монстры и чудовища;
- в 5 лет продолжает развиваться воображение, но вместе с тем ребенок начинает понимать концепцию «жизни и смерти». Часто возникает экзистенциальный страх умереть или столкнуться с потерей близкого человека, как правило, мамы или папы. Сюда же относятся фобии различных болезней, инфекций, смертельных заболеваний и прочего. Все, что может навредить родителям или другим любимым людям. Также сохраняются страхи темноты, монстров, которые в ней скрываются;
- в 6 лет активно формируется самооценка личности. Малыш уже способен сравнивать себя со сверстниками и делать определенные выводы. Психика больше внимания уделяет социализации. Возникает характерный страх одиночества, непринятия. В том числе переживания остаться одному усиливаются перед переходом в школу из детского сада. Все остальные страхи, перечисленные выше, пока еще сохраняются. Хотя сказочные персонажи часто уже отходят на «второй план».
Подведем итоги, выделив наиболее распространенные страхи у мальчиков и девочек в период с 4 до 6 лет:
- монстры, выдуманные персонажи, чудовища;
- темнота (тоже из-за того, что в ней может скрываться чудище);
- одиночество;
- смерть своя или близких;
- непринятие сверстниками, социальное унижение;
- страх наказания за проступок;
- замкнутое пространство;
- реальные угрозы для жизни по типу пожара, высоты, высоких волн и так далее.
Как понять, что ребенку нужна помощь в борьбе со страхами?
В большинстве случаев страх у ребенка в возрасте 4 — 6 лет проявляется активно. Это слезы, крики, попытки спрятаться за мамой и так далее. Одни дети проявляют яркие эмоции, убегают, прячутся. Другие — замирают. Во втором случае, понять, что малыш чего-то испугался сложнее. Стоит обращать внимание на признаки тревожности: нервные, повторяющиеся движения, попытка грызть ногти и прочее. Так ребенок старается успокоить самого себя.
Признаки сильного страха у ребенка;
- плач, крики;
- попытка спрятаться;
- нежелание отходить от мамы, папы или другого близкого человека;
- нервные движения;
- сосание пальца или какого-то предмета;
- покачивание;
- неестественное замирание;
- попытка грызть ногти;
- тошнота;
- вспотевшие ладони;
- резкое и сильное желание посетить туалет, иногда недержание;
- тремор;
- учащенное сердцебиение;
- проблемы со сном.
Когда и к кому идти за специализированной помощью?
В большинстве случаев страхи 4 — 6 лет проходят сами собой с течением времени. Примерно уже к началу раннего подросткового возраста (12 лет) переживания сходят на «нет». А вместо них появляются новые причины пугаться, особенно социальные и личностные факторы. Однако пускать процесс на самотек не стоит. Чтобы не сформировалась патологическая фобия, лучше своевременно помочь ребенку.
Что может сделать родитель:
- принять и постараться понять страх своего ребенка;
- не обесценивать причину переживаний;
- придумать защитный ритуал или оберег, в действие которого поверит малыш;
- всегда быть на стороне своего ребенка;
- поддерживать психологически комфортную обстановку дома.
Когда идти к специалисту:
- страх мешает нормальному развитию ребенка;
- фобия вызывает слишком яркий эмоциональный отклик;
- не получается выявить причину странного поведения сына или дочери;
- страх спровоцирован серьезной психологической травмой;
- имеются «симптомы» фобии, например, расстройство сна.
0 Комментариев